Рецензия на книгу
The Lyre of Orpheus
Robertson Davies
Аноним21 сентября 2025 г.трилогия великих приключений в мире искусства
Потрясающе вкусный роман, не лишенный мыслей и при том обладающий интересным сюжетом и до определенной степени изысканными в интеллектуальном смысле языком и идеей.
Все части хотя и могут читаться самостоятельными произведениями, однако повествуют довольно линейную (с некоторыми отступлениями, но всё же) историю рода Корнишей с акцентом на Фрэнсиса и его племянника Артура, а также параллели и прямые воплощения вариаций на тему "а если бы" между ними + все персонажи необходимые для понимания каждого из двух, а зачастую и тех, кто объясняет вторых, ну и просто создаёт плоть истории. Роман во многом является семейной сагой как через непрямое взаимодействие дяди с племянником, так и через семью и первого и семьи, окружающие второго (среди которых есть колоритная семья цыган).
Ещё одной из центральных тем является Судьба-Предопределение-ВысшиеСилы. Это блюдо преподносится соусом для разных блюд, создавая отличные акценты, и вместе с тем подобно трём книгам, объединяется умом читателя в одно общее высказывание. А подается это высказывание и философией, и астрологией, и религией, и деймоничеством, и проницательностью разума — цыганского и научного.
Каждая из частей трилогии посвящена искусству в целом, но так же и отдельным его проявлениям:
1 том — литературоведение, манускрипты, университет, фарисейство, таро, любовный треугольник, алхимия, цыганство, изготовление скрипок, размышления о характерах, игры если не разумов, то размышлений, необъективность рассказчиковых позиций.
2 том — роман-взросления/становления, художники, искусство писать и видеть искусство, картины старых мастеров, подделка и подрисовка старых холстов, влияние на человека внеземных материй, астрология.
3 том — незавершенная опера гофмана, молодой композитор, влв, интересная девушка после замужества, король артур, меценатство, чистилище.
(согласна — указанное не только отрасли искусства, но и темы книг).
Меня история в полной мере поглотила и заворожила —
диалоги здесь это интеллектуально-развлекающие (не развлекательные, развлекающие!) баталии;
текст — медом текущая, не обделенная юмором, сказка прошлого века;
сеттинг — гуманитарные кафедры, ласково-бюрократичные сплетницы-университеты, цыганские подвалы, особняки в пригороде канады прошлого столетия с путешествиями в отели Лондона, театрально-оперные сцены и кулуары, немецкие замки времен Второй Мировой;
персонажи — психологичные, интересные, отталкивающиеся от стереотипов герои, пожалуй, слишком акцентные для реальной жизни, но и сам сюжет не претендует на реализм за пределами книжного мира, что её ничуть не портит, а лишь помещает в определенный жанр — "фантастика от реализма", как я это называю (и при этом с любовью).И-то-го!
Корнишская трилогия — одна из моих новых (и продолженных от Дептфордской трилогии) уверенных любовий второго разряда, в том значении, которое употребляется на страницах Лиры Орфея — не второго сорта, но второго разряда — не вспыльчивые влюбленности-обсессии, коими для меня являются Достоевский, Тартт и ГПМРМ, но уверенные истории, от чтения которых я получаю наибольшее удовольствие во времена счастливо свободные от жарких страстей мира литературы)).
А! И ещё, уверилась про себя — я — романтик."Воистину хорошее вино сберегли вы до последнего".
757