Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Западня

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    NataliP10 сентября 2015 г.
    Лень плетется так медленно, что бедность быстро нагоняет ее.
    Бенджамин Франклин

    Тот,кто сидит в грязи,не любит,чтобы на него падал свет

    Уже почти полночь,а я еще здесь,брожу по скрипучим коридорам,заглядывая в каждую щель. Я слышу крики и вижу мертвых, я чувствую запах смерти. Брр. Все... Конец. Поднимаю голову и, не различая интерьера собственной кухни,снова погружаюсь во мрак.Опять коридор.Там вдалеке что-то важное, главное доказательство, что весь этот кошмар мне лишь привиделся.Наконец-то.Я прижимаю к себе теплое тельце сынишки и засыпаю.Звуки стихли...


    Коровин Константин Алексеевич (1861-1939): Ночная улица. Париж. 1902

    Наступило утро,а я все никак не нарадуюсь,что закончила читать эту книгу. Вовсе не потому, что она плоха. Ну, таккккая безнадега! Очень тягучий густой текст. Слог не сказать что витиеват, но насыщен большим количеством бытовых подробностей, запахов и, конечно, цветов. Неотступно, постоянно, каждую секунду я видела четкий образный ряд, всё так реально, осязаемо! Несмотря на то, Золя представитель реализма в классической литературе, моим глазам предстало полотно импрессиониста (пусть даже русского)))Вот на какую мимикрию способно слово!
    Есть произведение, на которые трудно писать рецензии. Что-то не поняла, что-то просто не в моем вкусе,а что-то так шарахнуло по голове,аж язык отнялся. Это не про "Зарадню". Рассказчик очень лоялен к читателю-он не только обстоятелен в описании эмоций, но и неоднократно объясняет причины и следствия поступков героев. Однако он ненавязчив, он где-то на грани.
    "Западня" поражает не столько тонким психилогизмом, сколько пьянящим колоритом. Слово "пьянящий" в повествовании обрело сакральный смысл: с первой и до последней страницы сюжет коллапсирует в затягивающую всех и вся воронку. Читатель изначально понимает,что хэппи дела у этой истории не будет.
    Тема книги -падение на дно нищеты и деградации обычной женщины. Она не первая красавица, не музы художника с Монмарта. Она миловидна,трудолюбива и,кажется,принимает жизнь со всеми её трудностями, как должное, не теряя при этом оптимизма.Подумаешь,что родила в 14,а муж и не муж вовсе, да еще и изменяет направо и налево. Да у кого мужик не пьет? При всём при этом образ достаточно усреднен, размыт. Сразу вспоминаю импрессионистов, на картинах которых дамы изображались без лиц. И тот факт,что Жервеза прихрамывает, как-то её идентифицирует. Но именно на таком типаже Золя выстроил свой сюжет и вполне осознанно. Это как с модельной внешностью-ты должна быть такой,чтоб тебе подошел любой образ. Так же дело обстоит и с нашей героиней. Она могла бы в равной степени стать добропорядочной леди, матерью семейства, бизнес вумен(с переводом на позапрошлый век), падшей женщиной, алкоголичкой. Ведь идея книги в том и состоит, что доброта и всепрощение,попав в неблагоприятную среду, подчас превращаются в ведомость. Она пластично впитывает все миазмы, деформируется и превращается в уродливое качество-лень. Причем в той самой, последней инстанции,когда ей не может противостоять никакая духовность. Она на крючке лишь у собственной физиологии, когда не может противостоять голоду, но и это ненадолго. Я не буду судить героиню за то,что она бросила детей, за то,что выбирала не сердцем-я делаю реверанс веку 19 и французскому менталитету-жизнь была не сахар,а детей они и сейчас воспитывают по-своему. В аннотации к книге говорилось,что героиня переживет всепоглощающую страсть. Мы видим трех мужчины её жизни:Лантье, Купо и Гуже. С первым она,пожалуй,испытала это обжигающее чувство.Доказательство тому-банный переполох.Модолость и страсть две сестры!Второй просто долго просил- она поддалась уговорам. А к Гуже она никогда сильных чувств, даже когда пьяная и опустившаяся сказала "люблю". Он просто был единственным человеком в этом стаде животных, единственным её оплотом. Он был "правильным", а может быть даже праведным,но он был один среди всех,а этого слишком мало. Жервеза, оглядываясь назад,любила себя в этой любви, молодую, сильную,ту,перед которой мужчина преклонялся.
    Я бы сказала,что роман скорее социальный. Он рисует картину жизни рабочего класса Парижа в конце 19в. Картина мрачновата, но не безнадежна. И героиня это доказывает, открыв свое дело и начав зарабатывать, чем навлекла лишь зависть, коей и отравилась. Ей захотелось утереть нос всем своим недоброжелателям, затеяв невиданный банкет и начав тратить больше, чем зарабатывать.
    В книге мало положительных героев. В основной своей массе это мелочные, завистливые, жалкие люди, а также пьяницы, лентяи и приживалы. Не хочу выделять конкретных личностей, ибо все они шаблонны каждый в своем пороке. Ну может быть Лантье стоит упомянуть как образец бескомпромиссной всепобеждающей способности пировать во время чумы. Мне сразу вспомнился герой Мопасана Дюруа. Конечно, Жорж полощенее будет, но занимались они общим делом.
    Книга наполнена страшными подробностями жизни детей с пьющими родителями. Страшными, ужасными, даже слов не подобрать. Золя до крайности реалистичен.
    Выводы я сделала следующие:

    • не позволять душе лениться
    • не пить алкоголь
    • не любить мужчин больше детей
    • читать французскую классику!!!

    4
    158