Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дьявол и сеньорита Прим

Пауло Коэльо

  • Аватар пользователя
    Аноним20 сентября 2025 г.

    Занятная история.

    Коэльо знакомит своего читателя с маленьким городком - Вискос. Обычная, живущая сельским хозяйством деревенька, желающая сохранить свои традиции и независимость. Население этой деревеньки представляет обычный люд. Разношерстный, как на ярмарке характеров и нравов. На отшибе стоит домик одинокой вдовы – старушки (чуть-чуть съехавшей, если вы понимаете о чем я), забывший основы основ религии священник, (просто потерявший крылья, если угодно), охотники, земледельцы, мэр даже есть. … В общем, как везде, как всегда. Всё очень обычно.

    Итак, в один из рутинных для городка дней, в поселение входит чужестранец, несущий перемены. Этот человек движим своими демонами и его цель - это посеять смерть и раздор. Он являет собой человеческое существо, которое раздирают противоречия: и он жаждет либо укрепиться в своих убеждениях, либо освободиться от них и обрести свободу. И ему нужна помощь.

    К этому событию он конечно же готовился и выбор его был не случаен. Автор максимально много рассуждает о выборе, так что я прошу прощения, если слово «выбор» начинает вызывать изжогу. Первой, кто ему попался на встречу (конечно же не случайно) - была девушка, которая решила поймать его в свои женские сети и укатить с ним вон из этого захолустья. Но не тут то было! Она оказалась первой жертвой дамоклова меча, коим и хотел поразить невинных жертв сей чужестранец. Передав ей эстафету, так сказать.

    На самом деле этот странник – все мы. Некий собирательный образ. И если уж совсем на чистоту, единственный персонаж, который мне понравился. В частности, его рассуждения, его мыслительные процессы. Это интересный персонаж. Мне нравится, как он позиционирует себя, как ведёт диалог. Овца в волчьей шкуре среди волков, надевших шкуру овечью. Просто он немного запутался в перипетиях судьбы!

    Эта книга демонстрирует работу человеческого ума: не слушать открытыми ушами, что говорят другие, а домысливать то, что сказано вовсе не было. Как в своё время сказал классик, горе от ума. Человеческий ум – страшный зверь, и либо мы его приручаем силой, именуемой добротой… либо он съедает нас. Автор немного мистифицирует свою историю, даёт своим демонам и ангелам лицо для красочности рассказа. Но всё же понятно, что человеческий ум и есть дьявол.

    Коэльо удачно держит интригу, ведь борьба со злом всегда непредсказуема. Это как бы беспроигрышный вариант. Даосский символ Инь-Ян в натуре. В каждом есть Добро и Зло, время от времени что-нибудь да возобладает. Автор играет с этой символикой. Тешится, как ребёнок. С самого начала даёт выбор своим персонажам, но каждый герой соизмеряет этот выбор исключительно с выгодой для самого себя. Книга наполнена эгоцентризмом. Это бульон, в котором барахтается добро и зло. Кто из них выпрыгнет из котелка, одержав победу? Вопрос. Ну и, конечно, автор говорит о всей массе человечества. Добро и зло – начинка чемоданчика, который человечество вынуждено таскать с собой и время от времени открывать, выбирая, что сегодня надеть на себя! Закончится всё плохо – ничем. Наверное, потому что добро и зло вечны. Не знаю. Вот, на досуге тоже подумайте. Собственно, для этого автор и написал книгу, надо полагать.

    Что меня раздражало в истории, так это шаблонность поведения героев. В частности, героиня – Шанталь. Её вечные эго заблуждения. Это мне напоминало о том, что «весь мир не то, чем кажется», и мы никогда не бываем полностью правы! Мы мыслим, глядя на мир с собственной колокольни, а надо бы почаще с неё спускаться и включать все свои инстинкты. Включать мозги и дать им пошевелиться, пока с них ржавчина не посыплется и не исчезнет скрип. Хотя не стану спорить с Коэльо, ибо так и ведёт себя человечество, как правило. Просто выглядит со стороны это довольно убого.

    Читать эту книгу нужно в «думающей шапочке». Определённо. Ибо на первый взгляд она очень простая и незатейливая. Это вообще не та книга, которую можно читать ради сюжета (как детектив, триллер). Лишь ради заложенного в неё смысла, ибо она может показаться скучной. Устанешь сквозь тернии пробираться с мыслями: «Когда там динамика уже начнётся?» и «Сколько ж можно?». Конечно, это не Фёдор Михайлович Достоевский, но на своём уровне вполне наглядно описывает человеческую натуру. Автор знакомит нас не с эфемерным дьяволом и бедными людишками, которые защищают себя от всесильного зла… Совсем нет. Он нативно предлагает посмотреться в зеркало. Предлагает обратиться нам to himself.


    7
    178