Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Аноним9 сентября 2015 г.«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя»
(© Старуха Шапокляк)За весь мой период читательского опыта мне встречались очень разные произведения, но я впервые сталкиваюсь с романом, в котором искренне радует смерть главного героя. Ах да, здесь и далее возможны спойлеры!))
«Грозовой перевал» является классикой, и это сразу видно: располагающий читателя стиль повествования, «удобный» язык, приятный слог, характерная атмосфера и полное изложение судьбы главных героев практически «от и до». Впрочем, дифирамбы стилю изложения сестер Бронте мир поет уже давным-давно, так что останавливаться на этом смысла нет. В двух словах: не придерешься.
Что действительно стоит отметить – это героев романа и их влияние на сюжет. Если «Джейн Эйр» воспринимается нами, как роман о любви, то «Грозовой перевал» – это роман о ненависти, ненависти настолько сильной, глубокой и темной, что она просто не может не ужаснуть. «От любви до ненависти один шаг»,– говорят в народе, а герои книги прекрасно показывают, что шаг с легкостью можно сделать в обратную сторону, а потом ещё с этого самого шага и на бег перейти. Книга собрала в себе все оттенки темных глубин человеческой души. Здесь в изобилии можно найти малодушие, страх, себялюбие, гордыню, презрение, агрессию, брезгливость, бескультурье, властолюбие, высокомерие, лицемерие, подлость, честолюбие и многие другие низменные проявления человеческого «Я». И это прекрасно! Я говорю это не потому, что мне нравятся подобные черты характера или книги о них, а потому, что Эмили Бронте настолько мастерски удалось продемонстрировать глубину и разнообразие этой темноты, что читатель, впервые, возможно, за всю свою жизнь, начинает ратовать не за выживание, а за погибель главного героя. А это уже свидетельствует в сторону одаренности автора.
Если говорить о героях, то ненависть, как таковую, воплощает в себе Хитклиф. Впрочем, это очень глубокий персонаж, который вызывает у читателя попеременно то искреннюю жалость, то неподдельное отвращение. Его влюбленность в Кэтрин порой вызывает удивление и недоумение, так как сложно действительно представить, что он в принципе способен любить. Впрочем, симпатия и страсть постепенно перерастают в одержимость, которая порой пугает читателя гораздо больше злобы, глубоко засевшей в сердце цыганенка. Что до остальных героев, то каждого из них тоже можно рассматривать с точки зрения концентрации того или иного дефекта человеческой души. Так Кэтрин Эрншо (старшая) является воплощением эгоизма, Хиндли – алкоголизма, Линдтон – жалости к себе, Джозеф – брюзжания, Гэртон – грубости, Эдгар – малодушия, а Изабелла – глупости. Единственный же положительный персонаж в романе (не считая рассказчика, который в истории почти не фигурирует) – Нелли Дин – служит для создания контрастности, которая ещё больше подчеркивает негативные особенности остальных персонажей.
Итог: Книга большей частью мрачная, но глубокая, поучительная, интересная и, бесспорно, очень качественная (что в наши дни явление не такое уж частое). Так что читать непременно советую каждому!
1221