Рецензия на книгу
Тамара де Лемпицка
Татьяна де Ронэ
Аноним18 сентября 2025 г.Почему книга о великой художнице выглядит как сплетня?
Яркое имя. Яркая женщина. Тамара де Лемпицка — легенда ар-деко, родившаяся в России, муза богемы, художница, у которой даже автопортрет выглядит как кадр из модного глянца. А ещё — это та самая, с картины на фоне у Мадонны в клипе. Помните?
***
Вот и я села читать, предвкушая — будет история о дерзком пути женщины, которая на равных с мужчинами пробивала себе место в мире искусства. Ну а что вышло... Сейчас расскажу.
Книга Татьяны де Ронэ — вроде бы и биография. Вроде бы. Но почему-то всё время уходит в сторону. Всё время не туда. Такое ощущение, что ты читаешь не про художницу, а про героиню светской хроники. Кто кого любил, кто с кем ссорился, кто кому не писал. Ах да, иногда мелькают названия картин — но без подробностей. Мол, «в этот период она написала "Молодую девушку в зелёном"», и… всё. А мне как бы хотелось больше. Ну хоть чуть-чуть про технику, про замыслы, про сам процесс, про вдохновение — ну хоть каплю! А не про то, что она была бисексуальна и перечень ее любовников и любовниц.
Нет, правда. Тамара у де Ронэ — это не живой художник, не мыслитель, не борец за стиль, не авангардистка, не гений. Это женщина в роскошных нарядах, в обнимку с чередой любовников, за рулём дорогого автомобиля и в вечном глянце. Как будто всё, что было у неё — это стиль, сексуальность и тайна.
Признаюсь: я пыталась себя переубедить. Ну, стиль книги такой. Это художественная биография, а не научный труд. Ну, хорошо. Но даже как художественный текст — всё слишком поверхностно. Личность Лемпицки будто бы распадается на красивые, но плоские картинки.И да, это многое объясняет. Но дальше — тишина. Не раскрыто, откуда у неё такая жажда. Что с ней сделала война? Конфликты с коллегами? Где внутренний конфликт, борьба, неуверенность — ведь они точно были?
Понравился только способ повествования - автор говорит от второго лица.
Ты ничего не делаешь наполовину. Ты проводишь несколько недель в постели, страдаешь, а потом снова начинаешь выходить в свет.
Но вот через такой прием сопоставлять себя с героиней книги что-то не очень хочется.А знаете, что я сделала после прочтения? Пошла в интернет, искать альбомы с её картинами. Искать — и самой уже додумывать, в какие периоды она писала, что происходило у неё внутри. То есть, книгу я дочитала — а историю художницы, по сути, так и не получила. Это даже не книга, а больше арт-бук, красивые иллюстрации, но много вообще не по теме, так просто, как обрамление.
И вот я думаю: а может, такая подача — это тоже выбор? Может, Татьяна де Ронэ хотела показать нам, как женщина может раствориться в созданном образе? И что в этом тоже есть боль?
440