Рецензия на книгу
Том 3. Вдали от обезумевшей толпы
Томас Харди
Аноним17 сентября 2025 г.Странненькое
В институте мы читали "Джуд Незаметный" и "Тесс из рода д"Эбервиллей", и эти романы мне еще тогда показались какими-то странными. Не типичная классика, а что-то неуловимо гротескное и слишком много трагедий в одном произведении.
И эта книга в том же духе, тоже "странноватая".
Название кажется непонятным. Полезла искать -
Гарди позаимствовал название из стихотворения Томаса Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751):
Вдали от низменных страстей безумной толпы
Их здравые желания никогда не сбивались с пути;
Вдоль прохладной уединённой долины жизни
Они шли безмолвно.Главная героиня с необычным именем Батшеба - даже произносится как-то неудобно. Это имя имеет второе произношение, более знакомое нам - Вирсавия - она была женой царя Давида и матерью царя Соломона. По мне так лучше бы это имя оставили в переводе, оно более благозвучное.
Батшеба Эвердин — это не просто привлекательная молодая женщина, но и личность, полная противоречий и сложностей. Она обладает сильным характером и независимым духом, что делает её весьма привлекательной для мужчин, однако её строптивость и своеволие часто ставят её в сложные ситуации. Она хозяйка поместья и фермы, ловко руководит и управляется, хороша в торговле, что вообще нетипично для дам того времени - они должны были быть слабее мужчин во всем и венцом своего счастья считали замужество.
Вокруг Батшебы крутятся два поклонника: Габриэль Оук, фермер, который в какой-то момент теряет всё, и Болдвуд, богатый и властный человек. Оба мужчины искренне влюблены в неё, но Батшеба не отвечает им взаимностью, что вызывает у них глубокую печаль и недоумение. Ситуация меняется с появлением Троя, городского молодца, который резко контрастирует с её предыдущими поклонниками.
Трой — харизматичный и обаятельный человек, который знает, как обращаться с женщинами и может подстраиваться под их желания, чтобы получить то, что ему нужно. Он умеет говорить красивые слова и льстить, что сразу же привлекает внимание Батшебы. В отличие от Габриэля и Болдвуда, Трой не проявляет искренних чувств, и его интерес к Батшебе, как позже станет ясно, в основном связан с её материальным состоянием и возможностью использовать её для достижения собственных целей.
Батшеба, выросшая в сельской местности, не имела опыта общения с такими ловкими манипуляторами, как Трой. Она была наивна в своих ожиданиях и не могла предугадать, что её чувства могут быть использованы в корыстных целях. В результате их встреча становится судьбоносной, и Батшеба попадает в ловушку, созданную Троем, который, в свою очередь, не задумывается о её чувствах, а лишь о том, как извлечь выгоду из их отношений. Трой, по сути, эгоистичен.
Вроде все банально, девушка + 3 поклонника, и она ведется, конечно, на самого недостойного - а ведь умная, рачительная, умеет управлять хозяйством.
И тут автор добавляет дичи - у Троя есть некая Фанни, которую он, как и положено по сюжету таким гулякам поматросил и бросил. Он хотел на ней жениться вопреки своей воли, просто потому, что обесчестил девушку. Но на свою беду в день свадьбы она путает церкви, а Трой, чувствуя себя оскорбленным, вернее, делая вид, бросает ее.
В дальнейшем Фанни снова появляется на его пути, но он уже женат. Он с проблеском вины пытается ей помочь, договорившись встретиться с ней на следующий день, но бедняжка умирает в доме призрения, произведя на свет ребенка, который тоже не жилец.
Поскольку Фанни работала на ферме Батшебы, ее привезли туда хоронить. Батшеба, терзаемая смутными подозрениями, вскрывает гроб и видит мать и младенца. Понимая, что это ребенок от ее мужа, она осознает, что ее жизнь разрушена. Трой тоже в шоке, его гложет совесть, он не знал, что Фанни беременна, поэтому ставит на ее могиле памятник с надписью "Поставлен Фрэнсисом Троем в память дорогой его сердцу Фанни Робин" . После этого уезжает и инсценирует смерть от утопления, при этом поступая работать в бродячий цирк. Ну прелесть же, а не развитие сюжета.
Вот у Гарди и есть эта особенность - пишет спокойно, деревенская пастораль, описания природы, людей, ничего не предвещает беды, и тут бах - изнасилование, - бах - самоубийство, - бах-убийство.
Ну и конец сюжета тоже на высоте. Живет год соломенная вдова и Болдвуд снова предпринимает попытки склонить ее к замужеству. Она вроде уже и согласна, но возвращается Трой, и Болдвуд просто теряет разум, что его попытки добиться желанной женщины на протяжении лет пяти уже опять провалены. Он стреляет во Фрэнсиса и убивает его. Вот тебе и деревенская тихая жизнь.
В общем, повезло Габриэлю Оуку. Он первый сватался к Батшебе, она ему отказала, но в результате и вышла за фермера. Он разбогател, да и вообще был достойным человеком.
Если любите романы викторианской эпохи Англии, советую прочитать.
Содержит спойлеры5228