Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

La peste

Albert Camus

  • Аватар пользователя
    Аноним17 сентября 2025 г.

    Хроника одной эпидемии

    Не хочу вдаваться в философские рассуждения, анализировать аллегории и рассматривать чуму как олицетворение в произведении нацизма и фашизма - именно этот посыл вложил автор. В свете последних событий и мировой эпидемии роман читается с мыслью "боже, Камю же описывает карантин 2020 года", настолько все похоже.

    Книгу я прочитала за день, настолько она меня увлекла. Цвет истории в моем восприятии- грязно-серо-зеленый. В этот душный туман ныряешь с головой, и опять ощущение того года, когда нас практически ограничили в свободе передвижения. Правда, вот этот факт немного меня смутил - несмотря на изоляцию самого города, люди в нем свободно посещали публичные места - кафе, кинотеатры, даже в церкви собиралась толпа. Мне казалось, при таком диагнозе, как чума, все бы забились по домам.

    Эта почти годовая хроника города с эпидемией живописует не только страшную болезнь и состояние общества, но и показывает, что люди сами в себе открывают в такой ситуации.

    В городке Оран внезапно объявилась болезнь, которую не видели уже несколько веков. Откуда пришла и куда уйдет не сказано, да и это неважно, важно только время карантина. На первый план автор выводит не так много персонажей, поэтому следить за развитием событий и участием этих людей несложно и удобно.

    Самый главный - доктор Риэ, который и писал эту хронику, преданный своему делу и клятве Гиппократа человек, который невозмутимо работает до изнеможения, пытаясь спасти людей, мерно, день за днем совершая обходы, вызывая кареты скорой помощи и проводя остаток дня в клинике.

    Доктор безэмоционален, поэтому книга от его лица тоже лишена экспрессии, даже весть о смерти жены в санатории проходит как-то мимоходом, его чувства нам не показывают. Один только есть момент, который буквально вызывает слезы. Это кончина маленького мальчика, который боролся до конца, на нем пробовали новую сыворотку, так как хотели, чтобы ребенок жил. Сама сцена страданий и угасания дитя очень страшная. После этого всего невозмутимый доктор с яростью говорит местному священнику отцу Панлю, (который недавно обрушился на горожан с проповедью что "Бог покарал их за грехи"), что у ребенка уж точно грехов не было, за что ж его тогда наказал Господь.

    Возле доктора и образуется определенный круг лиц, сплотившийся в борьбе за жизнь.

    Это и репортер Раймон Рамбер, который яростно хотел уехать из города, пробовал все возможности вплоть до подкупа контрабандистов, а потом резко переменил мнение и стал помощником доктора.

    И очень интересный персонаж по имени Тарру, по сути революционер, которых хочет создать общество без смертной казни.

    Джозеф Гранд - тихий клерк со странным увлечением - он пишет книгу, но дальше первого предложения не ушел, переписывая его в сотый раз на разные лады, ищет совершенства.

    Доктор Кастель- он работает вместе с Риэ и пытается создать противочумную сыворотку.

    Есть и неприятные люди, например, некий Коттар - человек, который на спекуляции во время карантина сколачивает себе состояние, и даже радуется болезни, но после ухода заразы практически сходит с ума и начинает стрелять по прохожим.

    Описание того, как муниципалитет решал вопрос о погребении тысяч тел, вызвал у меня в памяти одну сцену. Летом мы были в Музее смерти при крематории, и там нам рассказали, что в эпидемию ковида, когда спрос на кремацию возрос в сотни раз сами понимаете почему, главный зал крематория высотой в примерно три этажа был до потолка заставлен гробами, а печи работали без перерыва. Так что много параллелей можно провести между книгой и недавними событиями.

    Это роман-притча о вселенском зле, чума здесь не только болезнь, она как зло, которое есть в каждом. Чума это катализатор многих процессов, ключ, который открывает внутреннюю сущность человека.

    Содержит спойлеры
    5
    242