Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

All Clear

Connie Willis

  • Аватар пользователя
    Аноним17 сентября 2025 г.

    Отзыв сразу на две книги из мини-цикла (или двухтомника) про студентов из будущего во Вторую мировую войну

    Почему меня так задели эти книги? Не могу начать другую, ничего не нравится, и все никак не отпускает...
    Наверное, потому, что это хорошая литература с понятным языком (даже мне с уровнем Elementary), с яркими персонажами, к которым очень быстро проникаешься симпатией, с героями поневоле, которые не собирались бросаться на амбразуру, но им пришлось делать что должно в чужом времени, с описанием быта 1940-х годов, с трагизмом и юмором, с историей самопожертвования, дружбы и взросления.

    И еще, конечно, потому, что

    слишком внезапно и близко война начала подкрадываться к нашей действительности. Слава Богу, мы живем пока спокойно по сравнению с Белгородом и тем более, с боевыми точками, но это наша страна, и каждый раз страшно слушать новости. И как будто до сих пор не хочется верить, что в наше время, вот сейчас, идет война, подбирается так близко, и вообще что это досталось нашему времени. Но нельзя зажмуриться и ждать, что это закончится, когда ты откроешь глаза.
    Читать книги о Великой Отечественной войне я не пока решаюсь, тогда будет еще больнее, ведь это слишком родное, они еще острее и ближе. Также, как и песни военных лет сейчас слишком бьют в сердце. «Генетическая память», как сказала моя подруга, и это в нас, и хорошо, что это в нас.

    Три историка из будущего (Оксфорд 2060 г.) Майкл, Полли и Айлин попадают в Великобританию 1940 г., каждый в свое место назначения. Они посланы просто наблюдать за событиями, и если что-то будет не так, для них откроется Сеть, с помощью которой осуществляется путешествие во времени, и они смогут вернуться домой. Но в точках переброски, откуда они должны попасть домой, Сеть открывается не всегда, а в определенное время. Кругом война, и кто-то просто не успевает на свою точку в это время, а для кого-то Сеть так и не открывается в точке переброски, и почему так произошло, узнать не у кого. Точнее, можно попробовать найти других историков, которые исследуют Вторую Мировую войну, но это не так просто посреди войны, и даже когда Айлин, Майкл и Полли наконец находят друг друга, и даже когда университетский
    профессор Дануорти отправляется за ними, они все равно не могут попасть домой.

    В отзывах часто жалуются на то, что герои слишком много переживают из-за своего вмешательства в прошлое, и вместо того, чтобы честно поговорить друг с другом, скрывают детали своей миссии. Но мне кажется, что историки как раз должны понимать огромную важность того, что происходит в данный момент истории, и опасность изменения даже самой маленькой детали. Это не Индиана Джонс, и не Доктор Кто, и не лихие герои без страха и упрека с шилом в одном месте. Доктор, конечно, предупреждает своих спутников, когда они отправляются в другое время, но в итоге сам же вместе с ними устраивает беспорядок в истории. А здесь нет Доктора, нет направляющего, только историки, которые пришли просто наблюдать за событиями, а в итоге каждая мелочь меняет их планы, они оказываются втянуты в историю и становятся невольными героями. Можно ли бросить двух беспризорных детей посреди войны? Айлин могла бы успеть домой, но как оставить детей, если обещала быть рядом, если у них не осталось больше никого? Как позволить 14-летнему мальчику лезть в ледяную воду под град огня, чтобы освободить застрявший пропеллер у лодки? Майкл мог бы сказать, что его хата с краю, но не выдержал, и полез сам.

    Герои сталкиваются с самыми разными людьми, невольно меняют события, невольно вмешиваются в их жизнь, и в какой-то момент они думают, что пространственно-временной континуум специально не дает им попасть назад. Это, кстати, интересная теория, что континуум (или само Время) сильнее и прочнее, чем мы думаем, и если люди меняют события, и вмешиваются куда не следует, он пытается излечить себя, изолировать этих нарушителей, чтобы они не натворили еще больших бед. Или сам себя исправляет, как бы подстраивая ситуации и жизненно важные встречи еще и еще раз, если в первый раз событиям помешали идти так, как было задумано. Герои даже решают, что континуум хочет не просто изолировать, а убить их и всех, с кем они столкнулись за время жизни в прошлом, и пытаются отдалиться ото всех, уйти подальше, чтобы больше никто больше не пострадал. На самом деле это не так, и все случайные встречи были не случайны, и все добро, которое герои сделали каждому из случайных людей, не может губительно повлиять на континуум, а наоборот, так или иначе, история выправится, и фашисты не смогут завоевать мир.

    Во второй книге сюжет усложняется, к тому же у нас еще два историка, Эрнест и Мэри, которые, казалось бы, совсем не связаны с основным сюжетом и приключаются в 1944 г., и еще какие-то странные флэшбеки (флэшфорварды?) про День Победы.

    До меня только ближе к концу дошло, что эти историки — те же самые Полли и Майкл, но под другими именами. Для Полли 1944 г. — это первая переброска во времена Второй Мировой войны, т.е. как бы уже ее прошлое, а для Майкла это его будущее, когда он целых три года отправлял зашифрованные сообщения в газеты, отчаянно надеясь, что кто-то в будущем прочтет эти сообщения, узнает имена, поймет, где застряли его друзья, и наконец, заберет их отсюда.

    Майкл так трогательно обещал вытащить девушек и все исправить, и почти успел! Сначала я пыталась его шипперить с кем-нибудь из них, но они были для него как сестры, и каждая из девушек нашла свое счастье со своим человеком (или еще найдет? В истории с тайми-вайми не всегда понятно, какое время использовать). А Майклу никого не подогнали, и ладно, лишь бы они все вернулись домой, но нет, автор решила, что не хватает типично британского ангста (даром что американка).

    Колин Темплер, еще один чудесный герой, мальчик, который первый раз путешествовал в прошлое в 12 лет и мечтал побывать на Крестовых походах, раз за разом искал способы найти пропавших историков, читал сообщения в газетах прошлых лет, отправлялся то в один год, то в другой, чтобы найти зацепки. А в то место, где они застряли, попасть было намного труднее, и как я поняла, как раз из-за того, что континуум не давал туда добраться, когда не подошло подходящее время. В начале книги Колину было всего 17 лет, и он трогательно обожал Полли, которая не воспринимала его всерьез (ей было 25), и обещал путешествовать во времени сколько угодно, лишь бы догнать ее по возрасту. По иронии судьбы так и получилось, и повзрослевший, но такой же отчаянный и решительный Колин наконец нашел сообщения Майкла в старой газете. Но когда он отправился в прошлое, чтобы найти Майкла, то попал в центр бомбежки, и Майкл умирал от ран у него на руках.
    Это просто душераздирающая сцена, ведь оставалось совсем немного, Оксфорд уже был так близко, но Майкл остановил Колина на пути к точке переброски, чтобы объяснить, как можно найти девушек. До последнего думал о своих друзьях, до последнего оставался героем, а Колин держал его на руках и плакал. И я плакала...
    Не ожидала такого от Конни Уиллис — в «Книге Страшного Суда» погибло много героев, но все из прошлого, а историки остались живы, и я почему-то была уверена, что и здесь все останутся живы и вернутся домой. И ведь в этой истории смерть Майкла не была необходимостью, он вполне мог бы выжить, ведь все равно остальные события происходили без него.

    Колин все-таки добрался до своих друзей, хоть и не сразу, и наконец забрал Полли домой, сдержав свое обещание найти ее, где бы она ни была, и перевернуть весь мир ради нее. Айлин осталась в прошлом, потому что не смогла бросить двух беспризорных детей, которые как будто специально попадались ей во всех приключениях. Смышленые, но очень непослушные Альф и Бинни, от которых все стремились поскорее избавиться, трогательно привязались к ней, потому, что Айлин всегда была рядом, даже когда все отвернулись от них. Она и молодой викарий, который с самого начала помогал Айлин в поместье с эвакуированными детьми. Викарий тоже потом пошел воевать, они с Айлин переписывались все это время, и поженились, когда он вернулся. Кроме Альфа и Бинни, которых они усыновили, у них родилось еще двое детей, и в самом конце книги автор добавляет интересную «санта-барбарную» деталь — Колин Темплер оказывается дальним потомком Айлин. :heart::heart::heart:

    Содержит спойлеры
    6
    45