Рецензия на книгу
Десять негритят
Агата Кристи
Аноним15 сентября 2025 г.Я в восторге!
Дослушав наконец-то Агату Кристи её роман «Десять негритят», теперь я понимаю, почему это произведение называют классикой и почему оно стало каноном жанра. Передо мной предстал эталон герметичного детектива — истории, где всё напряжение и интрига строятся в замкнутом пространстве, без выхода «за пределы четырёх стен». Удивительно, что я столько лет обходила эту книгу стороной.Сюжет прост и оттого ещё более пугающ: десять человек, один остров и один убийца. На фоне страшной детской считалочки происходят череда загадочных смертей и атмосфера нарастающего ужаса. Смогут ли герои разоблачить преступника, прежде чем погибнут все? Читать это было похоже на участие в психологической ролевой игре «Мафия», только без смеха и условностей.
Каждый из десяти персонажей — это отдельный, тщательно прорисованный психологический портрет. И что особенно интересно: все они — люди с тёмным прошлым, преступники, избежавшие наказания. Сочувствия они не вызывают, единственный герой, к которому я почувствовала хоть немного жалости, — генерал Макартур, проживающий остаток жизни в тоске. Пожилая дама Эмили Брэнт напомнила мне Броуди, а доктор Армстронг показался единственным, чья вина заключалась скорее в халатности, чем в злонамеренности. Остальные же без сомнений заслуживали суда.
Атмосфера в романе потрясает. Кристи создаёт ощущение психологического давления так, что даже природа становится участником действия: мрачный шторм, давящая тишина, пустые комнаты и считалочка, которая словно отсчитывает время до неминуемого конца. Всё это складывается в ощущение безысходности, когда кажется, что спасения нет.
Финал — это отдельное удовольствие. Автору удаётся одновременно сохранить холодную логику, драматизм и абсолютное ощущение справедливости. Я всю книгу вместе с героями строила версии, пыталась вычислить убийцу, и хотя несколько раз догадывалась о нестыковках, всё равно не смогла сложить их в цельную картину. Когда же дело дошло до эпилога, и полиция развела руками, я уже мысленно смирилась: разгадки мы так и не получим. Но вдруг появляется ещё одна глава — письмо от самого убийцы. И вот тут наступает настоящее потрясение: все кусочки головоломки складываются в идеальную, жутко логичную картину.
«Десять негритят» — это не просто классический детектив, это образец того, как должен быть построен напряжённый, умный и психологически сильный роман. И теперь я понимаю, почему именно эта книга стала вдохновением для множества последующих авторов и сюжетов.
Десять негритят отправились обедать,
Один поперхнулся, их осталось девять.
Девять негритят, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, их осталось восемь.
Восемь негритят в Девон ушли потом,
Один не возвратился, остались всемером.
Семь негритят дрова рубили вместе,
Зарубил один себя — и осталось шесть их.
Шесть негритят пошли на пасеку гулять,
Одного ужалил шмель, их осталось пять.
Пять негритят судейство учинили,
Засудили одного, осталось их четыре.
Четыре негритенка пошли купаться в море,
Один попался на приманку, их осталось трое.
Трое негритят в зверинце оказались,
Одного схватил медведь, и вдвоём остались.
Двое негритят легли на солнцепеке,
Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий.
Последний негритёнок поглядел устало,
Он пошёл повесился, и никого не стало.13218