Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Яма

Александр Куприн

  • Аватар пользователя
    StasyaM14 сентября 2025 г.

    "В этом-то весь ужас, что нет никакого ужаса!"

    Южный российский город К., Ямская слобода или попросту - Яма. Группа подвыпивших студентов решает увенчать весёлый вечер походом в публичный дом. Они выбирают среднепробное заведение Анны Марковны Шойбес: не притон, но и не самое шикарное место, которое как раз по карману студенческой братии. В заведении молодые люди встречают репортёра Платонова - завсегдатая данной обители, дружного с работающими здесь девушками, но не пользующегося их услугами. В ходе завязавшейся с Платоновым беседы о том, кто же во всём происходящем внутри стен публичных домов виноват и что делать, студент Лихонин принимает решение забрать с собой на "перевоспитание" одну из обитательниц заведения...
    Классика есть классика. Для меня, в большинстве случаев, данный термин - знак качества, литература, задающая настолько высокую планку, что современной прозе трудно её достичь. Продуманный сюжет, красочная, богатая, грамотная речь, детально прописанные персонажи, вопросы и темы, актуальные во все времена. Извините, коли задеваю чьи-то чувства, но, как по мне, сегодняшние произведения по данным критериям крайне редко могут составить достойную конкуренцию классической литературе.
    О своих предпочтениях я часто пишу в отзывах, поэтому нетрудно догадаться, что на "Яму" я возлагала большие надежды. К счастью, могу сказать, что мои ожидания оправдались. К такого плана произведениям не совсем корректно применять формулировки нравится/не нравится, поскольку нормальному человеку не может нравиться то, что описывается автором, но тем не менее по-другому кратко своё отношение к книге никак не выразить. Итак, повесть, как произведение, как писательский труд, мне понравилась.
    Опять же неоднократно упоминала в своих отзывах, что особое предпочтение отдаю авторам, имеющим за плечами богатый жизненный опыт, который нашёл своё отражение в их творчестве. Куприн как раз относится к данной категории писателей (собственно, в качестве примера в своих отзывах я его всегда и приводила). Много видел, много знал, и все эти знания и впечатления переносил на страницы своих произведений. Служил долгое время в армии, а после - много странствовал по России, перепробовав множество профессий. Он был газетным репортёром, сотрудником литературных журналов, управляющим при строительстве дома, занимался табаководством, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре в Сумах, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском сталелитейном заводе, активно исследовал чёрную металлургию и даже был артистом цирка (воздушная гимнастика и клоунада).
    Размер жизненного багажа этого писателя очевиден. Поэтому из-под его пера выходили такие "живые", а не картонные герои, поэтому их истории получались столь реалистичными, поэтому темы, которых касался Куприн, были знакомы и понятны многим.
    Но, несмотря на весьма лояльное отношение к творчеству писателя, "Яму" читательская публика приняла крайне негативно. Куприна обвинили в том, что он выволок на свет божий грязное бельё и как будто наслаждается тем, что описал на страницах своего творения. Но, на самом деле, причина крылась в другом - мало кто из нас способен адекватно воспринимать критику. Вот из здесь светское общество не выдержало тех обвинений, что бросил ему Куприн. Книга явилась своего рода пощёчиной, писатель открыто рассказал о проблеме, которая стара как мир, существовала, существует и, к великому сожалению, будет существовать, а самое главное, он показал, кто в этом виноват, вскрыл нарыв. Рассказал не только о будничной жизни публичных домов, где за манящими мужской глаз соблазнительными женскими образами скрываются искалеченные судьбы, но и поведал о том, как их калечат. Как цинично, безбожно, бесчеловечно распоряжаются женским телом те, кто считает себя вправе им распоряжаться: все эти мнимые святоши, "верные" мужья, добропорядочные отцы семейств, почтенные и уважаемые представители светской верхушки. Сразу оговорюсь, что повесть не носит мужененавистнический характер. В ней на орехи также достаётся и самим женщинам. Как тем, что являются жрицами любви, так и тем, что всячески способствуют процветанию данного бизнеса. Но основная тяжесть вины здесь всё же ложится на плечи потребителей - мужской половины человечества, ибо спрос всегда рождает предложение.
    Аннотация, которую я привела в начале своего отзыва, на самом деле, не совсем соответствует действительности. История с "перевоспитанием" всего лишь одна из сюжетных линий данной книги, а не основа повествования, хотя и весьма содержательная линия. Пересказывать судьбы всех героинь повести не буду, разбирать их характеры тоже, чтобы не спойлерить. Каждую из них жаль, за каждую обидно. Яма, в которой они оказались, настолько глубока, что выбраться из неё практически нереально. Увы, такова наша жизнь. И, опять же к сожалению, спустя век, ситуация с проституцией в лучшую сторону не поменялась, торговля телом всё также процветает. Разница лишь в появлении новых форм этой торговли и в изменении морально-этических принципов общества, где женщины теперь так же цинично и прагматично относятся ко многим вопросам, как и мужчины.
    В завершении своего отзыва традиционно говорю о рекомендациях. Как и в случае с формулировками "нравится/не нравится", словосочетание "я рекомендую" по отношению к такого рода произведениям немного не вяжется. Но тем не менее, книгу я рекомендую. Она будет полезна тем, кто готов смотреть правде в глаза, а не замалчивать её, кто, несмотря на все искушения современного мира, борется за сохранение в себе человека. Тем, кто желает изменить нашу жизнь к лучшему. Также рекомендую к просмотру отечественный сериал, снятый по мотивам произведений Куприна и состоящий из трёх частей: "Куприн. Яма", "Куприн. Впотьмах", "Куприн. Поединок". На мой вкус, вполне неплохо получилось у съёмочной группы этого проекта реализовать свою задумку, хоть и местами слишком вольно поступив с литературным первоисточником. Но, на вкус и цвет, как говорится.

    6
    105