Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 20 томах. Том 10. Мартин Иден

Джек Лондон

  • Аватар пользователя
    RonniePo14 сентября 2025 г.

    «В этом мире все может сбиться с дороги, только не любовь. Любовь не станет на ложный путь, разве что она малодушный недокормыш»

    Вероятно, эта рецензия будет очень сумбурной и длинной, но у меня столько раз менялось мнение о героях и о книге в целом, что я хочу отразить это и в рецензии, чтобы эти эмоции и метания сохранились. Чувствую, что книгу в будущем перечитаю, хотелось бы потом перечитать и рецензию, сравнить впечатления. Поставила ей условную четвёрку, но книга не особо понравилась. Вот как я люблю северные рассказы Лондона, так же мне не близка его романтическая проза.

    Я не верю в любовь с первого взгляда, поэтому для меня чувства Мартина к Руфь возникли на пустом месте. Я их не поняла и не поверила в них. Пришёл, увидел, полюбил. А дальше на протяжении всей книги автор мусолит эту любовь, взявшуюся из ниоткуда. Меня ужасно раздражали размышления Мартина по поводу Руфь. Мартин её обожествляет. Видите ли, она не такая, как другие женщины, и вообще она какое-то божество в его глазах. Он сам выдумал этот идеальный образ и сам его полюбил. Не Руфь, а лишь идеальный образ в своей голове. Тем более странно, что вся такая чистая и непорочная Руфь желает вцепиться в парня, которого видит впервые в жизни. А эти мысли у неё возникли в первой же главе. При первой встрече с Мартином! Ещё более дикая, чем он, но он моряк, с ним всё понятно, а она же у нас вся такая аристократка. Ох... Эта Руфь раздражала меня с первой и до последней страницы. Глупая, ограниченного ума девица, избалованная, лицемерная, эгоистичная.

    Мартину 20 лет, всего на два года младше меня, а как герой он оказался мне не близок, а его образ мыслей непонятен. Но Руфь, которая на год старше меня, совсем уж далека от моего образа мыслей. Очень странно было это осознавать, потому что бытует мнение, что книгу надо читать именно в юном возрасте, чтобы понимать героев, а их проблемы были близки читателю. Видимо не в моём случае.

    Мало диалогов и действий, но много мусолят одну и ту же тему: Руфь - неземное божество, а Мартин недостойное её ничтожество. Эта мысль мусолилась на протяжении 250 страниц. Ничего кроме этого особо не происходило, пока Мартин не понимает, что стал намного образованнее Руфь и всей её семьи, его взгляды шире, а их мир ограничен светским кругом. Самое смешное, что Руфь будучи девушкой крайне глупой, хоть и имеющей хорошее образование, не видит собственной ограниченности, пытается переделать Мартина под себя, сделать из него человека своего круга.


    Её ограниченность была ограниченностью ее мирка; но ум ограниченный не замечает своей ограниченности, видит её лишь в других. А потому Руфь полагала, что мыслит широко и, если их взгляды расходятся, виной тому ограниченность Мартина; и она мечтала помочь ему увидеть мир таким, каким видит она, расширить его горизонты, чтобы они совпадали с ее собственными.

    У неё ограниченный ум, поэтому она его и не понимает... Но одно дело понимать или не понимать, а другое дело желание изменить, переделать под себя, сделать удобным. Мартин же понимает её ограниченность, но несмотря на это любит, ведь по-настоящему любят не "за", а "вопреки". Она же подмечает все его "недостатки" и не готова с ними мириться. Мартин же любит её не смотря на расхождение взглядов.


    Рассудок не имеет ничего общего с любовью. Совершенно не важно, правильно рассуждает та, кого любишь, или неправильно. Любовь выше рассудка. Ну не понимает Руфь, что ему позарез нужна профессия, но ведь от этого она мила ему ничуть не меньше. Она ему бесконечно мила, и каковы бы ни были ее взгляды, это ничего не меняет.

    Джеку Лондону прекрасно удаётся создание образов отрицательных героев. Мерзкие люди автору отлично удаются. Чего только стоит муж сестры Мартина, который так затравил жену, что она уже и слова ему сказать не может. Усталая женщина с оравой детей... Её горемычный муж даже представить себе не может, чтобы его жена не работала, как ломовая лошадь. Как так? Какое право она имеет отдыхать? Родители Руфь тоже те ещё лицемеры и циники, как и большинство людей их круга. Лишь немногие из них понимают свою собственную ограниченность, как Олни. Он понимает, что Руфь избалована и обучается всякой ерунда от скуки, а Мартин учится, чтобы достичь успехов на писательском поприще.


    Мартину нужна профессия, а не культура. Для него культура неотъемлема от профессии, так уж получилось. А пожелай он стать химиком, мог бы обойтись без культуры. Мартин хочет стать писателем, а сказать об этом боится, ведь это будет значить, что вы не правы. А почему он хочет стать писателем? Потому что он не богач. Почему вы забиваете себе голову древнеанглийским и культурой вообще? Потому что вам не надо пробивать себе дорогу в жизни. На то у вас есть отец.

    На жизненном пути Мартину встречаются самые разные люди: рабочие и интеллигенты, бродяги и философы, лицемеры и достойные люди. Но самым знаковым человеком в жизни Мартина Идена стал Бриссенден. Вот человек, который достоин Мартина, равный ему по духу и развитию. Он сразу понял, что Руфь никогда сможет достичь Мартина и быть ему достойной партией, а высшее общество лишь убьёт в нём всё светлое и гениальное.

    На протяжении всей книги происходит личностный рост героя, за которым безумно интересно наблюдать. В начале книги Мартин неуклюжий, неловкий, не может и двух слов связать, говорит рублеными предложениями. Но он по натуре своей притягательный. Он добрый, жалостливый, сильный, трудолюбивый, стремится к знаниям, стремится к мечте о писательской карьере. Мартин всё делает с душой, отдавая всего себя, но всё время появляется вот это дурацкое: "он делал это ради любви" или "даже безумная тяга к знаниям не могла пересилить его любовь к Руфь". Сдалась ему эта Руфь! Мы видим, как этот неловки матрос превращается в прекрасного и образованного молодого человека, способного размышлять, не опираясь на чужое устоявшееся мнение, имеющего свои взгляды.

    Целеустремлённость Мартина поражает и вызывает восхищение. Настоящий человек дела. Жаль, что Руфь его не понимает и не поддерживает, хотя её мысли тоже постепенно становятся понятными. Страсть к писательству у Мартина напоминает одержимость.

    В книге шикарно раскрыта тема писательства. При чём как проблемы, с которыми сталкиваются начинающие авторы, так и внутренняя издательская кухня. До сих пор ничего не изменилось в этой области, поэтому проблемы, с которыми столкнулся герой, актуальны и в наше время. Например, насколько бы ты не был одарённым автор, какой бы оригинальной не была твоя идея, очень тяжело сделать так, чтобы тебя заметили в издательстве, если твоё имя никому неизвестно. Гораздо удобнее "доить" признанных авторов, а не никому неизвестных новичков. Также в книге показано, что издательству не нужны оригинальные идеи, так как нет уверенности в том, что их будут читать. Чтобы тебя заметили нужно писать не то, что интересно тебе, а то, что интересно потенциальным читателям, то что пользуются спросом. Как, например, у нас сейчас альтернативная Россия, уютные детективы и т.п. Вот и Мартин выверяет шаблоны и пишет под копирку... Хотя это и не то, о чём ему хочется писать на самом деле, но это единственный способ достичь цели и начать зарабатывать. Контраст, который мы видим в конце, ошеломляет. Почему-то вспомнилась Анна Джейн, книги которой издают теперь в миллионе разных шикарных оформлений...

    Моё мнение о книге всё время менялось. Американские горки какие-то... Сначала меня бесили оба героя, потом я начала проникаться Мартином, его мечтами и стремлениями, но Руфь так и продолжала меня раздражать, но отчасти в какой-то момент я начала понимать и Руфь, и её родителей. Руфь глупая девушка с ограниченными взглядами. Она всю жизнь воспитывалась в хорошей семье, её оберегали от лишних тревог. Она просто не способно мыслить свободно, так как ей с младенчества прививали определённую манеру поведения и взгляды на жизнь. Однако некоторые её мысли всё же понятны. В первую очередь она женщина и будущая мать. Её желание сделать Мартина приземлённым человеком с постоянным достатком понятно. Даже в наше время не каждая будет готова слепо поддерживать своего мужчину-писателя, когда никакой прибыли это не приносит, а ты хочешь детей, которых надо будет чем-то кормить, а книгами сыт не будешь.

    Конец был ожидаем, но от этого не менее впечатляющим. Автору шикарно удалось передать состояние депрессии и потери себя. В голове ещё долго звучали слова героя:


    Моя работа была уже сделана!
    21
    701