Рецензия на книгу
Трилогия об Августе в одном томе
Кнут Гамсун
Аноним14 сентября 2025 г."Трилогия об Августе", или исследование философских аспектов человеческой природы и трансформации личности и общества
Сборник К. Гамсуна «Трилогия об Августе» включает в себя романы, которые исследуют философские аспекты человеческой природы и трансформация личности и общества на фоне исторических изменений в Норвегии.
Главный посыл сборника направлена то. чтобы раскрыть философский анализ человеческой природы, стремлений и конфликтов, и как они влияют на личность в условиях меняющегося мира.
Основная идея сборника заключается в исследовании человеческой души, ее стремлений и борьбы с внешними и внутренними обстоятельствами. Автор показывает, как личностные драмы главных героев тесно переплетаются с судьбами других персонажей, заставляя их усовершенствоваться и достигать поставленных целей.
Темы, поднимаемые в сборнике: Поиск идентичности; Влияние истории на личную судьбу; Конфликт между стремлением к индивидуальности и общественными ожиданиями; Любовь, предательство и самоотверженность.
Мир, созданный Автором, уникален, от него веет суровостью, морозностью, духом океана, сильных и отважных людей и моряков и где много- много рыбы. Это мир, который наполнен эмоциями, чувствами и страстями. Это мир, в котором, один чудак, ищущий себя, свое Я и место в этом мире, стремится всеми правдами и не правдами улучшить благосостояние и жизнь своим односельчанам. Но сталкиваясь с суровой действительностью, он понимает, что мир надо воспринимать по другому: « А жизнь продолжается…»
Автор изображает постколониальное общество, которое ломается под давлением развития прогресса: новых технологий, строительства и др., что в целом, отражается на внешние и внутренние конфликты героев.
Сборник К. Гамсуна «Трилогия об Августе» состоит из трех частей:
«Скитальцы» или («Бродяги») (1927). Первый роман из трилогии, в котором читатель знакомимся с главным героем Августом, пытающийся найти свое место в обществе и разобраться в своих эмоциях и желаниях. В романе раскрываются его внутренние метания, конфликты и отношения с окружающими, а также попытка привнести в сонную жизнь обитателей маленьких селений дух свободы, жажды предпринимательства и надежды на лучшее.
«Август» (1930). Второй роман из трилогии, в котором Август - мечтатель и авантюрист, столь щедро одаренный природой, становится своего рода народным героем, который стремится провести «маленькую революцию» в одной из норвежских селений. Август сталкивается с собственными страхами и дистанцией между людьми, что приводит к глубоким психологическим переживаниям.
«А жизнь продолжается… » (1933). Третий роман из трилогии, который подводит итоги искания Августа. Здесь он осмысливает пройденный путь, что приводит к экзистенциальным размышлениям о жизни, смерти и месте человека в мире. Август по-прежнему обладает уникальным даром вмешиваться в человеческие судьбы, пытаясь втягивать окружающих людей в свои авантюры. Этот роман, в отличии от первых двух, более философский и мрачный, так как герой сталкивается с фатализмом и трагизмом.
Представленные романы в Сборнике являются самостоятельными произведениями, но все они связанны одним из главных персонажей — Августом.
Сюжет трех романов развивается вокруг главного героя Августа, который стремится найти свое место в обществе, сталкивается с личностными, философскими и эмоциональными кризисами, что приводит его к глубоким внутренним конфликтам и постоянным поискам собственного Я. При этом он постоянно находится пути по дороге «Скитальца». Ведь истинная сущность скитальца заключается в том, что:
"Оборванные корни тянутся за скитальцами туда, куда они уехали...»Характеристика героев
Август — личность авантюристического склада, которая воплощает в себе безудержную, хаотическую жизненную силу. Обладает феноменальным даром убеждения, обаяния и активной жизненной позицией. Он лжет не ради зла, а потому что такова его природа. Он — стихия, а не человек. Всегда находится в поисках своего «я», стремится понять смысл своей жизни и роли в обществе. Поэтому постоянно находится в «пути», им движет его внутренняя сущность – «Скитальца». Несмотря, на то, что он носит «маску»- оптимиста, затейника и шута, Август испытывает глубокие эмоциональные переживания, часто испытывает кризисы, связанные с любовью, предательством и внутренними терзаниями. Август чувствует себя одиноким и уязвимым к внешнему миру, что приводит к его внутренним конфликтам. Он стремится к исполнению своей мечты, но сталкивается с реальностью и с простыми обывателями, которые разрушают его мечты и убеждения. Уникальность Августа состоит в том, что он сочетает в себе черты оптимиста и пессимиста, труса и смельчака, болтуна и молчуна, транжиры и эконома. Правда, в том, что Август –это мощный двигатель прогресса, урбанизации, инициатор продвижения новых технологии, строительства…
Эдеварт— один из главных героев, полярная противоположность и своеобразный «антагонист» Августа. Если Август — воплощение хаоса и движения, то Эдевард—воплощение порядка, стабильности и традиционного уклада жизни. Но по духу – это «два сапога - пара» - скитальцы, которые ищут себя, вое Я и место в этом мире. Эдеварт учится всему, что знает Август. Становится другом и помощником Августа. Результат потрясающий из подростка вырастает достойный человек, способный стать моряком, торговцем, хозяином торговой лавки и лесопилки, а также универсальным строителем... Эдеварт проходит школу жизни в Америке и любви, пытаясь разобраться в собственных чувствах. По возращении домой, он становится опорой местного общества, человеком, чье благосостояние построено на труде, расчете и надежности. Ведет размеренный, предсказуемый образ жизни. Но его душа не спокойна, он ищет внутреннего спокойствия, и «уходит» странствовать…
Другие персонажи «Трилогии об Августе» представляют собой различные аспекты человеческой природы, каждый из них со своими стремлениями и конфликтами, олицетворяющие идеалы и заблуждения общества. Это Скору, Ездра, Йоаким, Каролус, Кнофф, Кристофер, Теодор и куча остального народа, из которого очень сложно выделить какого-то человека, потому что как только выделишь, так сразу эта выстроенная автором народная структура начинает распадаться.
В трилогии представлены яркие женские образы, которые наравне с мужскими, играют ключевую роль в повествовании: Ане Мария, Рагна, Лувисе Магрете, Осия, Поулине, Старая Мать, и др. В целом все женские персонажи уникальны и неповторимы, имеющие как положительные черты, так и отрицательные. Каждая из героинь раскрывается полностью, показывая нам, какое влияние они оказывали на своих мужчин, кто на мужа, кто на брата.
В целом, автор мастерски передает эмоциональную напряженность и внутренние конфликты героев, что делает их судьбы близкими и понятными читателю.
Субъективная оценка
Сборник «Трилогия об Августе», после прочтения оставляет очень сильное эмоционально давящее впечатление, которое благодаря своей глубокой психологической проработке и философского содержания, заставляет задуматься о развитии человеческих отношений, о поисках смысла жизни и внутренней борьбе каждого человека.
Первый роман трилогии об Августе – «Скитальцы», который закладывает основы для дальнейшего развития сюжета и персонажей. В этом произведении автор глубоко исследует психику главного героя, его поиски смысла жизни и внутренние конфликты на фоне окружающего мира.
Сюжет: Главный герой, Август, возвращается в приморское селение Поллен, в поисках найти свое место в обществе, отражая тем самым сомнения и тревоги молодого поколения. Роман начинается с описания его внутреннего мира, где он испытывает экзистенциальные вопросы о смысле существования и своём предназначении. Август сталкивается с различными персонажами, которые представляют разные аспекты человеческой природы и общества. Знакомится с Эдевартом, дружба с которым продлится на долгие года. Эти встречи помогают ему лучше понять и осознать свои стремления и желания. И поэтому становится проводником «прогресса» в силу своих возможностей, стремлений и авантюрной жилки. По своей натуре Август и Эдеварт – «скитальцы», которые ищут свой путь, познают свое Я и пытаются найти место в этом мире. Они проходят путь под названием жизнь, которая полна встреч, чувств, обид, много рыбы, ошибок, а также проводят «маленькую революцию» под названием индустриализация и урбанизация селения…
Да, произведение очень убедительное, рациональное и глубокое. Создаёт в душе то самое чувство, когда начинаешь читать книгу со скептицизмом, а заканчиваешь с подлинным восторгом. И при этом оно способно легко подкинуть множество различных мыслей к рассуждению о жизни, о людях, что живут вокруг нас, о том, как меняются времена, безжалостно и беспощадно, но самое главное, о жизненных ориентирах, которые так тяжело бывает найти. В целом, «Скитальцы» — это гениальный, сложный и глубокий роман о том, как в дверь старого мира постучалось будущее – «прогресс», и его лицом оказалась улыбка авантюриста, хитреца, выдумщика и невероятно обаятельного человека.
Роман «Август» является второй частью трилогии об Августе и продолжает исследовать внутренний мир главного героя. В этой части мы наблюдаем, как Август сталкивается с новыми вызовами, более глубокими эмоциями и сложностями в отношениях.
Сюжет: Во втором романе Август продолжает свой путь самопознания, но на этот раз его поиски становятся более драматичными и насыщенными. Он погружается в мир любви и страсти, сталкивается с разочарованием и предательством. Его отношения с другими персонажами раскрывают новую грань его характера. Август заражает своими идеями большинство встречающихся ему людей. Авантюры Августа принимают односторонний характер: развитие Поллена в современный город. При этом все его мечты сталкиваются с реальностью и косностью патриархального общества. Его совместная работа с Эдевартом вносят в жизнь Поллена оживление и стабильность. Но, увы, благополучие не может длиться вечно, и постепенно набирая «скорость», всё катится под гору, накаляя обстановку...
Произведение становится более авантюрно-философского характера, раскрывая уникальность главного героя, который по сути, был затейником и вралем. При этом в нём смешались приметы времени, механизации, и американизации, в нём соединились добрые и злые начала, словом — всё. Но в одном он был просто человеком по имени Август, который ищет свой путь, идентичность и место в мире.
В целом, роман «Август» является значительным продолжением трилогии, углубляя исследование человеческой природы и внутренних конфликтов.
Роман «А жизнь продолжается» завершает трилогию об Августе и подводит итоги внутреннего путешествия главного героя. В этой части автор глубже исследует темы отчуждения, фатализма и экзистенциальной борьбы человека, ставя перед читателем сложные вопросы о смысле жизни и будущем.
Сюжет: Главный герой постарел, стал верующим… Теперь его даже зовут не Август, а На-все-руки, который устроился работником в имение Сегельфосса, где он помогает своему хозяину Гордону Тидеману во всех его начинаниях и работах, при этом скрывается от знакомых лиц. На протяжении всего произведения Август продолжает искать свое место в мире, его опыт и переживания становятся более сложными и глубокими. Он осознает, что жизнь не всегда соответствует нашим ожиданиям. Его путь становится путешествием к самопринятию и пониманию, что важно находить радость в простых вещах, несмотря на несчастья. Август достигает нового уровня самосознания, его внутренние конфликты постепенно разрешаются, что позволяет ему взглянуть на жизнь, с другой стороны…
Произведение становится более сложным и многогранным. Акцент делается на философских экзистенциальных вопросах, экзистенциальной тревоге и чувство фатализма. По сравнению с двумя первыми книгами, данный роман, после прочтения оставляет чрезмерно пессимистичное и давящее настроение. Это произведение заставляет задуматься о последствиях наших действий и о том, как важно находить надежду даже в самых трудных обстоятельствах. В целом, роман «А жизнь продолжается» является завершающим звеном трилогии об Августе. Автор предлагает читателю глубокую и вдумчивую рефлексию о жизни, любви и поиске смысла.
Автор очень детально прописывает психологические характеристики главных героев и общества.
Август - глубокая и многослойная личность, отражающая внутренние переживания и конфликты героя. Психологически не стабилен, если начинает дело, то не доводит до конца. Постоянно находится в состоянии переживания, сомнений и противоречий, что подчеркивает не уверенность в себе и своих действиях. Август часто колеблется между своими желаниями и моральными убеждениями. Это делает его уязвимым к неудачам и разочарованиям, которые приводит к кризисам. Доведенный до отчаяния, срывается и превращается в агрессивного человека. Совершив проступок, через некоторое время он испытывает тревогу и вину за содеянное. Он задаётся философскими вопросами о жизни, сущности человека, что иногда приводит к депрессии и экзистенциальной тревоге. Его неудачные поиски и попытки найти любовь и получение неодобрения со стороны людей приводят к непринятию и отторжению, что в итоге накладывает негативный отпечаток на характер и психику. Август замыкается в себе, отдаляется от общества, страдает от одиночества, и поэтому он бежит от себя и людей. Но стоит только возникнуть интересу к новому, идее, освоению, он оживает, выздоравливает и становится инициатором и «движущей силой». Август иногда поддается фаталистическому взгляду на жизнь, ощущая беспомощность перед лицом судьбы, что способствует его пессимистическому восприятию. Эта психологическая сложность делает Августа одним из наиболее запоминающимся и глубоким персонажем в произведениях Гамсуна.
Эдеварт. Его психика настроена на сохранение status quo. Он глубоко укоренен в привычном укладе, ценит стабильность, предсказуемость и правила. Любое нарушение этого порядка (которое с блеском осуществляет Август) вызывает у него глубочайший дискомфорт и непонимание. Эдевард мыслит категориями выгоды, пользы и здравого смысла. Он не понимает и не принимает пустых фантазий, мечтаний и авантюр. Его реакция на бредовые проекты Августа — это рациональное отторжение чего-то экономически и логически несостоятельного. Его психология — психология человека, уверенного, что успех достигается только тяжелым трудом, бережливостью и честностью. Август, живущий за счет мелких махинаций и харизмы, является для него абсолютным антиподом. Эдевард психологически негибкий человек. Он не способен играть, импровизировать, поддаваться сиюминутным порывам. Эта ригидность делает его уязвимым для манипуляций со стороны более изворотливого Августа, который легко обходит его прямолинейную логику. Несмотря на внешнюю солидность, Эдевард часто оказывается в положении наблюдателя. Он не может контролировать хаос, который сеет Август, но, если, что случится с ним он всегда придет ему на помощь. По сути, психология Эдеварда — это психология целого уходящего класса: патриархального, трудолюбивого, но психологически косного бюргерства, которое проигрывает напору новой, хищной, и невероятно активной энергии, которую персонифицирует Август. В целом, Эдвард — не просто положительный герой. Это сложный психологический тип, чья сила, надёжность, трудолюбие и честность всегда придут на помощь, будь это Август или жители Поллена.
Общество. В первых двух романах описывается общество норвежских селян. Автор воссоздаёт спокойную размеренную обстановку в норвежском северном поселении Поллен, где редко происходит что-то значительное, способное всколыхнуть устоявшийся распорядок. Психология общества спокойное, в котором все события протекают без каких-либо сильных конфликтов и недоразумений. Но все меняется с появлением в селении Августа, который является «раздражителем» – запускающий неумолимый ход времени перемен: нового, неведомого, прогрессивного начала. Вовлекая в свои идеи и авантюры всех жителей селения. Из бедных и нищих людей, он делает их самодостаточными, не задумывающих о трудностях. Жизнь налаживается. И вот тут автор пытается раскрыть психологию общества и показать, что в каждом человеке и обществе в целом, есть сильные и слабые стороны. При этом, автор акцентирует внимание на том, что у большинства персонажей больше выражена слабая сторона характера - слабина. Это отчетливо видно в те моменты, когда, став состоятельными, поселенцы (общество) становятся жутко ленивыми, и не задумываются о «черном дне», а став голодными, превращаются в агрессивную толпу, которая ищет виноватого в ком угодно, но только не в себе. В третьем романе описывается общество небольшого городка Сегельфосса, более респектабельное. Но появляется Август, наделенный кипучей энергией, который решает продолжить свои авантюры и начинания… В целом, через образ Общества, читатель получает возможность понять сложность психологии человеческой массы и народа.Сборник «Трилогии об Августе» поражает своим эпическим размахом и детализацией быта норвежского народа. Создается ощущение полного погружения в мир героев, путешествующих из книги в книгу, неся за собой порывы северного ветра, шум океана, крики птиц и скрип маленьких и больших лодок, которые занимаются рыбной ловлей.
Гамсун с насмешкой и иронией описывает провинциальные нравы норвежского народа.
С первых страниц сборника Автор раскрывает невероятную психологическую глубину своих романов. Он с хирургической точностью препарирует души своих героев, раскрывая их внутренний мир, переживания, конфликты, стремления, чувства и душевные метания.
Автор пытается показать и раскрыть облик того, что меняет историю и зовется прогрессом. Воплощением нового (прогресса) становится главный герой Сборника предприимчивый Август — мастер на все руки и скиталец.
Уникальность главного героя состоит в том, что Август — один из самых харизматичных антигероев в литературе, который стремится изменить ход истории виде проведения прогрессивных идей на практике в одном маленьком селении в Норвегии, чтобы жить стало лучше. При этом он обаятельный врун, мошенник и плут.
Сборник читается не спеша, а порой ловишь себя на том, что темп повествования медленный, и что он может вызвать трудности в удержании интереса.
В сборнике показаны философские размышления героев о жизни и человеческой природе.
На протяжении всего Сборника ощущаешь атмосферу тоски и обреченности, которая достигает самого пика в последнем романе.
Некоторые моменты книг Сборника могут показаться чрезмерно мрачными и фаталистичными, что оставляет негативное и мрачное ощущение.
Авторский стиль ироничный, повествовательный и детализированный.
Гамсун использует тонкую сатиру и юмор для описания персонажей и ситуаций.
Поражают яркие, запоминающиеся диалоги, особенно монологи Августа, которые являются шедеврами художественного вранья.
Язык повествования — поэтичный и глубоко эмоциональный, что позволяет читателю погрузиться в мир героев, однако местами может быть сложен из-за обилия метафор и аллюзий.
Сборник учит важности понимания себя, своих чувств и стремлений. Она подчеркивает сложность человеческой природы и необходимость поиска смысла в жизни. Также акцентируется внимание на ценности отношений и последствиях выбора.
В целом, Гамсун в трилогии создает глубокий портрет человеческой психологии. Сборник оставляет чувство вовлеченности в психологические процессы и побуждает к размышлениям о жизни и судьбе.
Это произведение лучше всего подходит для тех, кто ценит глубокие психологические и философские аспекты литературы.
Рекомендую для прочтения. Читать или не читать, решение остается за Вами.Содержит спойлеры115488