Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собачье сердце

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним13 сентября 2025 г.

    Булгаков был сыном профессора богословия. Он с малых лет рос в этой атмосфере и хорошо понимал тонкости теологии.

    В данной повести автор весело и одновременно глубоко рассматривает проблему сотворения человека. Чем человек выделяется среди представителей других видов животного мира? Прямохождение, способность думать, говорить и обладание творческой свободой.

    Рождаясь с набором перечисленных свойств, поднимается очередной вопрос: а как человек все это применяет и использует? Во благо ли, или творит себе и другим зло?

    Подобно библейскому Богу, профессор Преображенский имеет идею или даже мечту о создании человека по образу своему и подобию. Предпринимается попытка сделать человека из зверя. Это имеет признаки высокой пародии на сюжет о сотворении человека.
    И если тут обратиться к библейскому тексту, то там сказано, что создал Бог человека по образу своему, а вот насчет подобия уже не говорится, хотя изначально оба эти качества должны были идти вместе.
    И человек получается словно канатоходец, который, неся образ божественного создателя, должен пройти по тонкому канату жизненного пути уже к Его подобию. Полагаю, что именно на таких изысках христианской теологии и строится основная сюжетная линия повести.
    У Преображенского получается создать образ человека, но этого оказывается недостаточно, нужна еще и духовная часть.
    Шариков олицетворяет именно физическую, приземленную часть человеческой природы: жажду выживания, обладания, похоть, примитивное мировоззрение, когда все сводится к тому, чтобы отнять и поделить. Автор намекает, что изначально все мы — Шариковы.

    То, что составляет, так скажем, духовную часть человека, способность творить, уже требует взращивания и самостоятельной работы человека над собой, чего Шариков даже не пытается делать. Окружающий мир не способствует развитию лучших качеств, а все больше давит на низменные инстинкты, на отрицание авторитетов и восстание против благодетеля. Тут еще можно вспомнить извечную проблему отцов и детей, когда ребенок вырастая пытается свергнуть власть отца, вызывая удивление у родителя от такого проявления необъяснимой неблагодарности.

    Профессор понимает, что не получилось скальпелем изваять нужного ему результата по очеловечиванию. Невозможно искусственно и через принуждение создать идеал без самостоятельного и осознанного роста самого индивида. Преображенский решает прекратить эксперимент и возвращает Шарикова в его естественное состояние.
    Советская власть на протяжении десятилетий ставила подобные эксперименты над человеком, но под конец внутренний Шариков вырвался на свободу, круша страну и заводя ее в социальный и религиозный тупик.

    Булгаков явно обладал даром мистического предвидения и отменным чувством иронии.

    Содержит спойлеры
    10
    246