Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение

Л. Н. Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним4 сентября 2015 г.

    Долгое время я избегала Толстого, потому что массивен, потому что практически на каждой странице — огромное полотно жизни, через которое писатель стремится донести ту или иную мысль. И чем больше ты читаешь, тем глубже погружаешься в эту бездну идей, бездонную бочку поломанных судеб и жестокости. Толстого читать тяжело именно потому, что сюжеты его прописаны с удивительной ясностью и вниманием к мельчайшим деталям, если персонаж сказал или сделал что-то, то будьте уверены — у всего была причина, возможно, эта сама причина была подробно, или будет, объяснена, и от этого никуда не деться. Толстой вываливает на читателя огромный поток жизни, остаётся только не захлебнуться в попытке добраться до берега, чтобы вновь нырнуть.

    «Воскресение» — последний роман великого писателя. Роман-исповедь, роман, подводящий итог под жизнью Толстого, суммирующий все его скитания и попытки сформировать своеобразное положение, по которому можно было бы жить. По сути, это крик, попытка достучаться до общества, стоящего на пороге перемен, что вот она — жизнь, которая должна быть, следуйте по моим стопам. И желая донести свою идею, Толстой жертвует тем, что составляло огромную часть его предыдущих работ — проработка персонажей. Каждый герой всё ещё прекрасен и хорош, но в то же время понимаешь, что все они теряются на фоне проблем, поднимаемых писателем. Да, на примере Нехлюдова показано пробуждение человека, подъём личности над животным, но стоит только начать читать положение дел в остроге, как князь становится совершенно незначителен. Да, судьба Масловой до ужаса трагична, но когда охватываешь взглядом общую картину действительности, то забываешь о её жизни. Подобное происходит на протяжении всего романа: на читателя вываливаются всё новые и новые герои, новые разбитые личности, пойманные судебной машиной, лица их проносятся через страницы книги, но забываешь про них быстро, потому что не до них, потому что пробирает ужас.

    Во время "путешествия" в Сибирь, например, Нехлюдов знакомится с Крыльцовым и узнает его историю, после которой абсолютно всё восстаёт против смертной казни, а слова сторожа хотелось бы повторять с улыбкой, ведь «ничего страшного», но того и гляди сорвёшься на плач, как и сам Крыльцов. Это — лишь одна история. И Толстой пытается объяснить каждый случай, описывая жизненный путь арестанта. Как и любой реалист, он придерживается детерминизма, попросту — обстановка влияет на человека и его развитие. Если ты вырос в определённой среде, никогда не знал ничего другого, то путь твой предопределён, вовремя тебя не спасли, иной путь не показали. Здесь выходят на свет и сословия в лице всевозможных чиновников, которым государственная служба "дала право" творить бесчинства, которые, благодаря Просвещению, стали лучше и умнее, но силой этой предпочитают не помогать, а держать простой народ в узде, загоняя его всё глубже в яму беспросветного идиотизма. Всё и все связаны; не бывает полностью злых и добрых людей, всё находится в вечном движении; человек неразрывно связан с обществом, потому подвержен его влиянию, или же влиянию отдельных личностей. И последняя проблема стоит в романе особенно остро. Нехлюдов поддался влиянию бывших друзей по полку, потому что если все так делают, то и он должен, потому что так правильно, просто он не привык, и Наташа меняется, потому что так надо, но есть два типа людей:


    Все люди живут и действуют отчасти по своим мыслям, отчасти по мыслям других людей. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою. Одни люди в большинстве случаев пользуются своими мыслями, как умственной игрой, обращаются с своим разумом, как с маховым колесом, с которого снят передаточный ремень, а в поступках своих подчиняются чужим мыслям — обычаю, преданию, закону….

    Что видно, скажем, на примере детей, встретивших арестантов. Девочка оценила реакцию родителей и вынесла решение, что люди эти не такие, как они, хуже их, потому неинтересны ей; мальчик же понял, что они - точно такие же, как и он, потому ему стало жаль их.
    Личность находится в поиске себя, в попытках определить, чему и зачем следовать. Нехлюдов же выбрал путь "обычный", он пошёл за тем, куда шло большинство, совесть просыпалась в нём, но он глушил её до тех пор, пока второй раз не встретил Маслову.

    Об истории этих двух героев можно говорить много и долго, споря о том, насколько виноват Нехлюдов перед ней, стоило ли ему следовать за ней в Сибирь, принося в жертву свою жизнь, насколько достоверны судьбы обоих, но роман далеко не об этом, и уж точно не об отношениях Нехлюдова и Катюши. «Воскресение» отразило стремление Толстого выразить свои идеи не в виде строгого размышления, но как вечное развитие личности, как ситуация в обществе, где всё самое ценное и чистое рушится под напором ложных идеалов, где один имеет власть над другим, свято веря, что истязать и убивать - его долг. Несомненно, с Толстым можно - даже нужно - спорить, касаемо его положения, что все невинны, осуждены по судебной ошибке, по недосмотру, по лености, по желанию, что тюрьмы не способны перевоспитать, потому нужно убивать, если иного выхода нет, но стоит отметить одно — несмотря на определённые огрехи, это в высшей степени гуманистический роман, ценность и влияние которого нельзя отрицать.

    6
    90