Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Саламбо

Гюстав Флобер

  • Аватар пользователя
    ArinaAnna4 сентября 2015 г.

    Предыстория:


    «Через несколько месяцев после окончания работы над «Мадам Бовари» Флобер сообщил, что собирается писать роман, в котором действие происходит за три столетия до рождества Христова. Устав от серого цвета, писатель мечтает о золоте и пурпуре.
    «Мало, кто поймет, какую нужно было испытать тоску, чтобы взяться за воскрешение Карфагена. Это – Фивиада, куда меня толкнуло отвращение к современной жизни», - писал Флобер»

    Я определенно питаю симпатию к литературе, которая манит в мир далекой истории, окутанной тайнами и невероятными событиями того времени. Однако среди литературных произведений на историческую тематику немало найдется произведений, которые, хотя и ставят задачу изобразить жизнь какой-либо исторической эпохи, в действительности не поднимаются до историзма, искажают, и модернизируют историю (а, следовательно, не имеют историко-познавательной ценности). Я не историк и мне сложно дать объективную оценку «Саламбо», но учитывая то, насколько тщательно подходил Флобер к своей работе над романом, у меня не возникает сомнений, что автор сделал все, чтоб представить перед читателем творение достойное называться историческим.

    История Саламбо (дочери морского суффета Карфагена – Гамилькара) уходит своими корнями в далекие 240 – е года до н.э. Это был период, когда столица древнего финикийского государства Карфаген, пребывала в постоянных войнах, защищая и отвоевывая новые территории для своего царствования. Это были дохристианские времена, характеризующиеся языческим многобожием, которое порождало с одной стороны невероятную жестокость (принесение в жертву младенцев богу Молоху, каннибализм среди рабов и варваров, трупы распятых львов и пр.), а с другой, наполняло сильными и возвышенными чувствами служителей этим же языческим богам. Это была жизнь, которая пестрила странностями во вкусах и обычаях, особенно в кулинарии: «на столах в садах Гамилькара можно встретить похлёбки из ячменя, пшена и бобов, жареных быков, антилоп, павлинов и баранов, поданных под зелёным соусом, верблюжьи и буйволовы окорока, улиток с тмином, ежей с приправой из рыбьих внутренностей, белок в маринаде, жареную саранчу, посыпанный анисом хлеб, огромный сыр, приправу из трюфелей и асафетиды, медовые пироги, чаши с вином и сосуды с водой, и фирменное карфагенское блюдо, «вызывавшее отвращение у других народов» - жаркое из маленьких собачек с толстыми животами и розовой шерстью, откормленных выжимками из маслин».

    И, конечно же, это были времена, когда Любви поклонялись, так же как и богам. Однако романтики в ней изображено было мало. Флобер прекрасно прорисовал эпоху в ее цельном облике, раскрывая в живых образах общественную деятельность, идеологию, быт карфагенян, однако любовную линию – историю чувств Саламбо к предводителю варваров, ливийцу Мато размазал, и не дал возможности своим героям достаточно времени, чтоб испытать всю силу Любви. Мато, выглядел лишь безумцем, одержимо преисполненным страстью овладеть Саламбо, а Саламбо, в силу своего воспитания в строгом посте и молитвах, пребывала в полном незнании, что происходит между мужчиной и женщиной, когда они остаются наедине (однако у них все получилось). Возможно так хотел того автор… И в заключении, очередной раз указать на истину того, что ничего не меняется…что томления юной девушки всегда одинаковы, независимо от того, каким богам она молится, - исход всегда один: если смерть забирает любимого, то жизнь на земле без него становится немыслима.

    9
    778