Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Flawed

Cecelia Ahern

  • Аватар пользователя
    zlobny_sow10 сентября 2025 г.

    Девичья антиутопия

    Настало время укутаться в пледик, взять ванильные зефирки, какао и добавить пару-тройку придыханий, перед тем как открыть книгу ирландской довольно молодой (43 года) писательницы, специализирующейся на любовных романах.

    Сесилия Ахерн — дочь бывшего ирландского премьер-министра (будем надеяться, что ее головокружительному успеху у электората это не являлось единственной причиной) — журналистка по образованию, а свой первый ванильный роман написала в 21 (!) год, который тут же стал бестселлером, а спустя пять лет был еще и экранизирован компанией «Warner Bros».

    Подросток, который пишет бестселлеры, либо гениален, либо попросту оплачен сильными мира сего с толстым кошельком. Давайте же на примере одного из последних романов разбираться.

    «Клеймо» (и неотъемлемое продолжение — вторая книга «Идеал») — это роман о девочке-подростке, которая живет в мире антиутопии, где общество клеймит (в прямом смысле) людей, которые не угодили тому самому обществу на пути стремления к идеальности. Любой проступок, любое неэтичное или антиморальное деяние влекут за собой суд специального органа власти — Трибунала и затем нанесение клейма на выступающие (или не выступающие) части тела. С этого момента Заклеймённый становится изгоем, подвергается остракизму, жизни в качестве человека второго сорта и прочая и прочая. Конечно же, в таком неонацистском обществе упомянутые выше «проступки» не могут являться ничем иным как абсурдно и гротескно натянутыми за уши деяниями (например, полететь в другую страну для эвтаназии смертельно больного человека, тем самым показав недоверие родной медицине).


    …я думаю о Колин, которая едет на суд над своей мамой, о её маме, которая получит Клеймо за то, что поехала в другую страну, выполняя волю своей страдающей матери. Неужели это действительно заслуживает Клейма?

    Внимательный читатель уже воскликнул: так это же ничего нового! Все эти наши «Голодные игры», «Дивергенты» и иже с ними: расслоение общества, выделение неугодных, преследование инакомыслящих и так далее. Все верно! — отвечу я вам, и уже на этом этапе мы можем понизить градус ожидания от романа. Действительно, нас будут ждать уже довольно шаблонные паттерны антиутопической дисциплины, которая кочует последних пару десятков лет в практически неизменном виде от одного автора к другому, как в литературе, так и в киноиндустрии.

    Главная героиня — девочка-подросток пройдет путь через лишения и беды, заклеймение и сердечные волнения к радужному «хэппи-энду», где после описания финальной сцены вполне можно достать платочек и промакнуть слезу умиления на фоне целующихся подростков.


    Мы целуемся, и на этот раз всё по-настоящему. Я знаю, что это правильно. Я знаю, что это любовь.

    Роман оставил у меня двоякое ощущение: есть за что критиковать, есть за что похвалить. Начну с критики. Книга, безусловно, нишевая: это скорее переходная книга для подростков (девочек преимущественно), прежде чем они доберутся до маститых и глубоких авторов. Взрослому читателю вряд ли есть смысл тратить время: текст слишком наивен. К тому же авторка совершенно не потрудилась проработать мир: очень много деталей держатся на «данностях», которые просто принимаются как есть, без предыстории и объяснения, почему в этом обществе всё устроено именно так.

    Не лучше обстоят дела и с персонажами. Второстепенные герои прописаны слабо, а один из ключевых, что особенно бросается в глаза, между первой и второй книгой и вовсе теряет характер и превращается в совершенно другого человека. Что, на мой взгляд, сигнализирует о недостаточной опытности автора.

    Саму концепцию «гнетущей антиутопии» тоже разбивают вдребезги противоречия. Например, здесь можно получить клеймо за флирт женатого мужчины с коллегой, но при этом вполне спокойно существовать в гомосексуальном браке. В итоге сеттинг производит впечатление не сурового и логичного, а произвольного и удобного для нужд сюжета. Добавим к этому отсутствие ритма: то сцены меняются с пулемётной скоростью, то повествование вязнет и скучнеет в затянутых эпизодах.

    После прочтения остаётся ощущение сказочности, вплоть до комичности. Например, наша главная героиня может сама прижечь себе живот раскалённой кочергой, а в следующей сцене уже бодро переставлять ноги.


    Я вынула кочергу из огня… Воткнула раскалённое железо себе в живот. Заклеймена Идеалом — навеки.

    При этом насилию в книге уделено довольно много места, но выдержано оно так по-сказочному, что вызывает не сопереживание, а скорее недоумение: насколько же легко девочка-подросток всё переносит, не иначе молодой здоровый организм! Вместо эмпатии остаётся лёгкое чувство фальши.

    За что похвалить? В отличие от многих современных серий, которые тянутся бесконечно и кончаются многоточием в стиле «а теперь купите ещё три тома», тут история завершена в двух книгах и точка. Это честно и даже похвально. К тому же Ахерн умеет играть на эмоциях: подростковые переживания здесь брызжут с каждой страницы — слезы, поцелуи, первая любовь, смена партнеров, семейные драмы и, конечно, революция против системы, которую вынуждена тащить на себе хрупкая девочка. Целевая аудитория будет пищать от восторга.


    Я плакала, так сильно, что думала, сердце разорвётся.

    Не могу не отметить и морально-нравственный посыл. Авторка прямо и настойчиво, почти с плакатом в руках, объясняет: помогать старикам — это правильно, лгать и клеветать — плохо, а за правду нужно бороться до конца. Да, банально, да, чересчур в лоб. Но для подростков это работает, потому что мир раскладывается на простые «черное» и «белое». И это, пожалуй, единственный пласт книги, который действительно выполняет свою задачу — учит, что справедливость важнее страха.


    Я заявила суду: Заклейменный — тоже человек, нуждающийся в помощи, имеющий на неё право.

    Подытоживая. Добротно-поверхностное, подростковое любовное фэнтези в сеттинге антиутопии. До уровня мэтров жанра не дотягивает ни по каким фронтам, желания купить бумажную версию и перечитывать не возникает. Но и разжигать костер из книги тоже не стоит. Вполне себе подойдет в ту категорию книг, которые могут подогреть интерес юных умов к чтению и подготовить к истинным бриллиантам вроде Оруэлла.

    4/10 в общем зачете и с недоверием к головокружительной карьере авторки. Если через 20 лет после написания первого «бестселлера» Сесилия пишет такие поверхностные детские романы, то в подростковом её возрасте сложно принимать на веру, что это были гениальные книги юного дарования. Все же, думается, не родись красивой, а родись дочерью ирландского премьер-министра. Но это уже совсем другая история (с)

    6/10 в жанре «подростковое любовное фэнтези без претензии на глубину и реалистичность».

    13
    125