Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Американская трагедия

Теодор Драйзер

  • Аватар пользователя
    Irkin-s-9210 сентября 2025 г.

    Книга непростая, да еще и очень затянутая. Местами описано все до мельчайших подробностей - каждый взгляд, каждое колебание героя, длинные рассуждения и бесконечные бытовые детали. Ловила себя на мысли, что сюжет мог бы двигаться быстрее, и хочется перелистнуть страницы вперед, либо читать по диагонали. Потому что ну невозможно - за тебя тебе все разжевали, в рот положили, даже проглотили.

    Главный герой, Клайд Гриффитс, парень из бедной семьи, у которой не было почти ничего - родители ходили по улицам, проповедовали, и в целом жили за счет жалости и подаяний. Уже с первых страниц видно, как Клайд стыдится своей семьи и мечтает вырваться из нищеты. В этом он сразу вызывает двоякое чувство. С одной стороны его желание жить лучше, и оно очень по-человечески объяснимо. Но с другой, Клайд с самого начала склонен искать легкий путь, он не столько работает над собой, сколько жаждет чужого успеха.

    Когда Клайд попадает в более богатую среду, ему кажется, что вот она мечта - сначала работа, потом знакомство с обеспеченными людьми, новые одежды, развлечения, красивые девушки, ощущение «своего» среди успешных. Но в этом и трагедия — он так и остается чужим. И вся его жизнь превращается в попытку ухватиться за то, что до конца не принадлежит ему.

    История с Робертой и Сондрой показывает это особенно ярко. Роберта любит Клайда искренне, а он сначала отвечает ей взаимностью, но потом воспринимает ее как проблему, которая мешает его мечтам. Зато Сондра — богатая, яркая, символ той жизни, о которой он грезил. И вот Клайд мечется между чувствами и расчетом, пока не загоняет себя в угол.

    Беременность Роберты становится переломным моментом. Клайд не может взять на себя ответственность и начинает думать о том, как избавиться от нее. Это ужасно читать, потому что понимаешь, что он не монстр, а скорее слабый и трусливый человек, который довел себя до катастрофы.
    Дальше идет суд, и тут уже речь не только про Клайда, а про все общество. Газеты, адвокаты, прокуроры, толпы людей — все это превращается в шоу. Понимаешь, что судят не только человека, но и одновременно делают из этого зрелище для публики.
    В конце остается очень горькое чувство. Клайд виноват, но в то же время он и жертва общества, которое навязывает культ успеха и богатства. Он продукт этого мира, где человек без денег ничто.
    Да, роман затянут, да, иногда тяжело через него продираться. Но он реально заставляет задуматься. О цене мечты, о слабости человека, о том, как общество перемалывает людей. И хотя книга написана сто лет назад, она все еще очень актуальна, ведь культ успешного успеха никуда не делся, просто теперь он выражается по-другому.

    7/10
    Было бы выше, если бы не литры воды. Особенно в третьей части

    7
    360