Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь

Ги де Мопассан

  • Аватар пользователя
    Аноним9 сентября 2025 г.

    Vive la vie!

    Проза Ги де Мопассана вызывает у меня чувство особое, не имеющее четкого определения. Сюжеты его книг кажутся мне бесхитростными, а герои не вызывают сильной душевной привязанности, что, впрочем, никак не мешает вкушать по сто и более электронных страниц за свободный ночной час. В его живописных, великолепно переведенных текстах я растворяюсь без остатка и потому никогда не считаю страницы до финала… Вот и историю семнадцатилетней Жанны, чья жизнь стала ярким подтверждением тому, что ожидания нередко не имеют ничего общего с реальностью, прочитала на одном дыхании. Все равно что выпила чашку утреннего кофе, горячую и желанную, не оставив на донышке и капли.

    Начать надо бы с того, что отец главной героини, барон Симон Жак Ле Пертюи де Во, был чудаком и добряком, восторженным последователем Жана-Жака Руссо (великого мыслителя, который, между прочем, сдал пятерых своих детей в приют, оправдывая этот поступок неспособностью их содержать). Он питал нежность влюбленного к природе, лесам, полям и животным и желал вырастить дочь счастливой, доброй, прямодушной и нежной, а посему не придумал ничего лучше, чем отдать ее в двенадцать лет на воспитание в монастырь Сакре-Кёр. Неудивительно, что ныне, покинув обитель и вернувшись в семейное имение «Тополя» вместе с родителями, Жанна жаждет приобщиться ко всем радостям жизни, о которых так давно мечтала. Она нередко грезит наяву, рисуя в воображении картины собственного безоблачного будущего, и скоро знакомится с молодым виконтом Жюльеном де Лямаром. Молодой разорившийся дворянин хоть и уступает дочке барона в происхождении и доходах, все равно умудряется очаровать семейство и щегольской наружностью, и галантным обхождением… И вот уже Жанна соглашается на брак спустя три месяца общения, даже не зная имени своего избранника.
    О чем мечтает женщина? - О любви. В этом вопросе Жанна исключением не является. Вот только чуть позже осознает, что вышла замуж за незнакомца, а тот на поверку оказывается скаредным, лишенным стыдливости и врожденной деликатности, не понимающим волнений ее чуткой души. Идиллия заканчивается одновременно с медовым месяцем, остается летаргия обыденности, которую отныне Жанна вынуждена делить с человеком чуждым и презираемым. Несчастливым браком едва ли кого удивишь что в жизни, что в литературе. История знает немало примеров, когда счастье обреталось и вдали от семейного очага… Но словно в наказание за излишнюю мечтательность, жизнь раз за разом щелкает Жанну по носу, заставляя разочароваться в муже, друзьях и родителях, пропуская через череду утрат и не позволяя познать безмятежность даже в материнстве.
    Отнимите у женщины мечты, надежды, право на любовь, что останется? Наблюдать за неизбежной трансформацией героини мне было грустно. Я не могла не думать о том, что подобный финал неизбежен для наивной дурочки, закрывшей глаза на предательство мужа и тем удобной. О времена, о нравы! Сбежать от нелюбимого мужа в XIX веке было нереально, хоть Жанна в этом отношении и имела малую свободу, могла, в конце концов, уехать в родительское имение в Руане, как планировала в самом начале, когда только поняла, что представляет из себя Жюльен. Остановили родительские слова об обыденности случившегося. В рамках истории, похоже, только Жанна и осталась безгрешной… но какой ценой! На смену восторженной, доверчивой, открытой любви девочке приходит разочаровавшаяся в жизни, съедаемая дикой ревностью мать, не готовая не то что принять, просто узнать получше возлюбленную своего непутевого сына. При этом внутренние изменения Жанны Мопассан изображает столь обстоятельно и убедительно, что сомнений в том, что так могла сложиться чья-то судьба просто не возникает. Может, потому я и радовалась, когда на последних страницах автор одарил героиню лучиком надежды?

    Это был все тот же Ги де Мопассан, который однажды пришелся мне по душе. Великий художник, виртуозно владеющий словом и потому пишущий прекрасные пейзажи и портреты. На страницах его истории плещется море…. А как хороши описания Корсики! Ну просто бросай все и полетели! От читателя не потребуется никаких усилий, чтобы представить героев, понять их характер и функцию в тексте. Автор не знает морализаторства, не поучает, а рисует жизнь во всем объеме красок, такой, какая она есть - заключенной в череду восторгов и разочарований, поражений и побед - и посему не согласиться в финале с Розали просто невозможно:


    • Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают.
    72
    1K