Рецензия на книгу
Вадим
М. Ю. Лермонтов
Аноним9 сентября 2025 г.Признать демона внутри себя не всегда помогает встать на путь добродетели
С писателем я познакомилась именно через этот текст, впоследствии оказавшийся незавершённым. Юношеский роман Лермонтова я потом перечитывала, и ни разу не пожалела. Почему, если у него не просто открытый финал, а недописанный? Да и чернота и жуть там.
Вопрос, на мой взгляд, надо поставить иначе: почему мы выбираем ту или иную книгу либо как одна книга может нас «зацепить» на долгие года либо оттолкнуть, так и не дав прочитать себя? Ответ у каждого свой, но выбор в любом случае делаем мы, наша личность и незакрытые внутренние подсознательные вопросы.
Вспомним как описывает Лермонтов Ольгу, героиню романа: «Это был ангел, изгнанный из рая за то, что слишком сожалел о человечестве»; «Вадим не сводил глаз с этого неземного существа»; «…её небесные очи были неподвижны». «Ольга, ты мой ангел утешитель».
Вадима же Лермонтов сразу вводит противопоставлением: «…дьявола, изображённого поблёкшими красками на св. воротах»; нищие «…уважали…в Вадиме демона — но не человека»; «адская радость вспыхнула на бледном лице»; «…горькая язвительная улыбка придала чертам его... что-то демонское».
Сбежавший из рая демон нашёл своего бога на земле. Но его самого надо спасать, ибо нет в нём цельности. Каждый герой порочен. Ни один не вызывает сочувствия. Так почему это классика и востребованная? По крайней мере, мною?
Демон — порождение рая. Изначально чистая Душа, всего лишь требующая чуть больше внимания и ласки. Но что-то в какой-то момент идёт не так, рушится, переписывается. И вот уже Душа не понимает, почему вокруг чернота, а не светлая радость от близости к родному (близкому) человеку?
Подсознание каждого читателя находит в тексте своё. Демон, горбатый урод, несчастный человек, пропащая душа… И нет ощущение недосказанности в конце. Всё логично. Внутренний демон читателя удовлетворён высказанным, но незавершённым. И по мере взросления души финал будет разным. Но каждый раз идеальным.
На первый взгляд, это рассказ о крестьянском бунте, попытка понять «чернь» и показать подлинную боль и страсть народа, его несбывшиеся надежды, неукротимую жажду справедливости. Душа Вадима, изначально живая и любящая, уже изуродована временем и судьбой. Но в нём всё ещё уживаются и героизм, и жестокость, и благородство, и неумолимая месть.
Но текст намного шире, чем просто хроники бунтовщиков и порочной любви. Прежде всего, «Вадим» — это глубокий психологический опыт, текст о судьбе, о бездне между тем, каким должен быть человек, и тем, что диктует мир и природа. Лермонтов открывает сложный внутренний мир героя, показывает, как травма и несправедливость общества превращают сильного, честного человека в антигероя, почти монстра — но монстра трагического, вызывающего не презрение, а боль и сострадание.
Есть в «Вадиме» и темы любви, ненависти, ревности и непримиримости. Автор через бунт в поместье и стране показывает, как чувства могут разрушить всё. Реализм и романтизм в одном романе — так острее ощущается драма разочарованного поколения, разорванного между призывами к действию и беспощадной реальностью.
Что ощущается в романе и сегодня — это нестареющий вопрос о свободе и границах бунта, цене личной боли и возможности любви в разрушающем мире. Не случайно «Вадим» так часто почитается литературным предвестником как Печорина, так и Раскольникова, первым объединяя романтическое и реалистическое направления русской литературы.
Лермонтов не даёт однозначных ответов: границы справедливости, суть нашей жестокости, право мстить — с этим придётся разбираться нам. Видимо, я всё ещё ищу ответы.
На подумать:
Что стало решающим фактором, сделавшим Вадима тем, кем он стал — его личные качества или обстоятельства?
В чём для вас драматизм конфликта между желанием справедливости и жаждой мести? Могут ли эти чувства быть разделены?
Какие черты характера Вадима вызывают у вас сочувствие, а какие — внутренний протест? Почему?
Что, по вашему мнению, двигает бунтом — страдание отдельного человека или нечто большее?
Как вы ощущаете образ любви в романе? Можно ли любить на фоне ненависти — и возможно ли спасение через любовь?
В чём проявляется трагедия героизма Вадима? Считаете ли вы его поступки достойными или оправданными?
Какую роль играют случай и судьба в судьбе героя? Уверены ли вы, что его судьба была предрешена?
Видите ли вы связь между внутренней борьбой Вадима и вашими сомнениями или столкновениями с несправедливостью?
Совпадает ли ваше понимание свободы и личной ответственности с тем, как их раскрывает Лермонтов?
Что из «Вадима» вы бы взяли себе в личный жизненный опыт — как предупреждение, как вдохновение или вопрос для дальнейших раздумий?
263