Рецензия на книгу
Приют Грез
Эрих Мария Ремарк
Аноним8 сентября 2025 г.Фантазия в красновато-серебряных тонах
Я огромная фанатка Э.М. Ремарка. Его слог, его темы, его философия — всё это уже много лет не оставляет меня равнодушной. Его книги можно перечитывать бесконечно, всякий раз находя в них нечто новое. Но «Приют грёз» меня просто морально уничтожил, и не в хорошем смысле. Оказывается, именно эту книгу (и ещё одну) я прежде никогда не держала в руках. И не зря, стоило и дальше обходить её стороной, вдохновенно идеализируя талант автора.
«Приют грёз» — литературный дебют Э.М. Ремарка. Это уже потом он напишет пронзительную книгу «На западном фронте без перемен», трогательную — «Три товарища», надрывную — «Триумфальную арку». Но на момент написания «Приюта грёз», а это 1920 год, нет ещё бурных отношений с Марлен Дитрих, нет наработанного годами мастерства. Не знаю, для чего и для кого автор написал это произведение, но читать его невыносимо скучно.
Практически у всех центральных персонажей «Приюта грёз» есть реальные прототипы. По-сути, эту книгу можно воспринимать дневником-рефлексией автора, на страницы которого он выплеснул все свои переживания и размышления. Возможно, в этом проблема. Или в нехватке опыта — автор был тогда очень юн. Но по факту, всё, что есть в книге, — это мыльная сентиментальность, раздутые от необъятного пафоса диалоги, тупые персонажи и сексизм.
Женщина, не ставшая матерью, упустила самое прекрасное, да, самое прекрасное, что ей было написано на роду.Главного героя, художника Франца, все превозносят как невероятно сильную и харизматичную личность, но по факту это — старый пердун, упивающийся тоской по любимой девушке, умершей от болезни, и подспудно ненавидящий женщин. Он постоянно лезет в чужие дела и считает себя в праве выносить суждения.
— Она стояла в гардеробе и сотрясалась от рыданий. <...>
— А я намеренно всё это сказал, — заявил Фриц. — Я раскопал глубоко зарытое и заставил звучать забытые струны.Столько раздутого самолюбования, такое чувство собственной важности! Напыщенный, самовлюблённый индюк — вот кто главный герой, «наставник» молодёжи. Вышеприведённая цитата — из сцены, в которой Фриц нагрубил незнакомой женщине (предыдущая цитата тоже из диалога с ней). А как вам следующее высказывание?
У Фрица выступил холодный пот. В ужасе он оглядел нос картошкой и жирный подбородок толстухи. А уж профиль! Кошмар!Женщина всего лишь попросила (хоть и чрезмерно настойчиво) нарисовать её портрет, когда увидела, как чудесно получилась на картине молодая девушка. Покажите мне хоть одного художника, который бы отказался порисовать интересное, фактурное лицо!
К сожалению, и другие женщины в «Приюте грёз» высказываются весьма сексистски:
— Рабство женщины должно прекратиться!
— Однако до сих пор рабыне жилось весьма неплохо.Обычно я лишь вскользь обращаю на такое внимание, делая скидку на эпоху. Книга написана в достаточно бурные для женской эмансипации годы, и это логично, что автор уделяет женским свободам столько внимания. Но это так натужно, так неприятно подано! И лезет буквально изо всех щелей! Даже не показывается через события, а напрямую проговаривается. Складывается впечатление, что автору хотелось высмеять какую-то из сторон, но я так и не поняла, какую.
Другие персонажи тоже весьма высокомерны по отношению к женщинам, не один лишь Фриц отличился.
— Пусть Элизабет споёт, — попросил Фриц.
Эрнст вздрогнул. Правда, Фриц рассказывал, что она хорошо поёт... Но петь сейчас? Его слух музыканта насторожился. Слегка взволнованный, он поднял глаза на друга. Выдержит ли Элизабет этот экзамен?Да ты кто, блин, такой, чтобы незнакомой девушке экзамены устраивать?! Серьёзно, абсолютно все персонажи «Приюта грёз» чудовищно неприятны. Но это не было бы проблемой, если бы книгу было интересно читать. А она ведь ни о чём. Герои просто ходят туда-сюда и общаются пафосными фразами. Я мучила книгу очень долго, а ведь в ней всего двести семьдесят электронных страниц! Я читаю такое максимум за два часа, но никак не за неделю — а именно неделю я потратила на «Приют грёз».
Настоятельно НЕ рекомендую начинать своё знакомство с божественным гением Ремарка через «Приют грёз». Да, уже по этой книге видно, насколько превосходный мастер слова вырастет из автора — описания восхитительны. Он умел не только видеть красоту, но и передавать её через текст яркими, ёмкими, запоминающимися образами. Но перечитывать я это больше никогда не буду, лучше в тысячный раз возьмусь за «Трёх товарищей». Пять роз из десяти. Возможно, это просто не моя атмосфера.
10394