Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним8 сентября 2025 г.Hello darkness, my old friend...
Представляю лично разработанное и на собственном опыте проверенное руководство, как НЕ стоит начинать знакомство с творчеством Юкио Мисимы:
Шаг 1. Выбирая из библиографии автора какое-нибудь из популярных произведений, останавливаешься на «Золотом храме», потому что, черт побери, это же гиперинтересно, ознакомиться с художественной интерпретацией реально произошедшего поджога храма молодым послушником, да ещё и от такого именитого автора. Ожидания от чтения взлетают в небеса со стремительностью мяча после пенальти в исполнении Бекхэма в четвертьфинале Евро-2004.
Шаг 2. Знакомишься с биографией самого Мисимы. Господи, эта страница на Википедии – самое крутое из всего, что ты читал за последний год! Что за книги может написать такой человек?! Ожидания от его романа успешно преодолевают стратосферу.
Шаг 3. Читаешь «Золотой храм». На протяжении 300 страниц следишь за самокопаниями странного, одинокого, заикающегося подростка.
Шаг 4. ????
Шаг 5. PROFIT. Сидишь разочарованный.
Для меня «Золотой храм» - история о становлении несчастного, травмированного человека, коим является послушник при буддийском монастыре Мидзогути, от лица которого и ведется повествование. Главный герой с самого детства одинок и отчужден от окружающих, из-за врожденного заикания постоянно испытывает стыд, все люди для него - свидетели его позора. Его недуг описан очень поэтично и на мой взгляд точно:
Стоит ли говорить, что заикание отгородило меня от окружающего мира. Мне было трудно произнести первый звук. Первый звук подобен ключу от двери, отделяющей внутренний мир от внешнего, а я никогда не мог повернуть этот ключ без скрежета. Большинство людей, хорошо владеющих словом, держат эту дверь нараспашку, так что между двумя мирами свободно гуляет ветер; но для меня это было недосягаемо. Ключ покрылся толстым слоем ржавчины.У героя на протяжении всей жизни нет ни одного по-настоящему близкого человека. Всё, что у него есть - образ прекрасного Золотого храма, который становится навязчивым. Со временем Золотой храм становится дополнительным барьером, ограждающим главного героя от других людей. На фоне его идеальности, его монументальности и вечности отношения с другими людьми, шанс на которые иногда возникает у главного героя, кажутся мелкими, жалкими, мимолетными. И как мне кажется, именно поэтому Мидзогути решает уничтожить этот храм.
Неслучайно первый же человек, который с сочувствием отнесся к герою, бывший однокашник его отца, посетивший Учителя, зародил в нем сомнение в принятом решении. Однако со стороны остальных людей, в частности со стороны самого Учителя, Мидзогути видел в лучшем случае равнодушие. И в итоге он совершает то, что задумал. Для него это начало новой жизни, свободной от присутствия Золотого храма.
Роман написан очень сильным, поэтичным языком, однако часто при чтении возникает брезгливость, уж больно неприятные сцены в нем описываются (эпизод с солдатом и проституткой, например). Но таково одиночество, оно может сотворить с человеком всякое.
Я осознаю, что мое впечатление о прочитанном неполное и довольно мещанское, мощность образов, тонкость чувств, эстетика во многом от меня ускользают, да и в целом темы, которые заложил в роман Мисима, для меня не особенно близки. И всё же в нем есть глубина, позволяющая каждому увидеть в нем что-то о себе, присущая хорошей литературе.
7334