Рецензия на книгу
Reading in the Brain: The New Science of How We Read
Станислас Деан
Аноним5 сентября 2025 г.«Мозг-"пластичный" орган, который постоянно меняется и перестраивается»
Случайно наткнулась на эту книгу листая страницу маркетплейса в разделе нон-фикшн литературы.
Книга понравилась своей иформативностью учитывая относительно небольшой объем по количеству страниц.
В данной книге автор рассказывает о работе человеческого мозга во время процесса чтения. Почему человек единственное живое существо способное мыслить и воспринимать текст и писать самостоятельно.
Максимально подробно и наглядно за счёт большого количества иллюстраций, схем и фотографий демонстрируется последовательность работы нейронов.
Также целый раздел посвящён проблеме дислексии. Другой раздел кратко, но очень информативно описывает этапы появления письменности и этапы овладения навыком чтения.
Нам взрослым людям кажется, что читать текст- это легко, мы забываем как сложно было в детстве, когда мы только учились читать.
Кстати особое внимание в книге уделено различиям форм письменности в разных странах.
Например В Италии, Испании дети намного быстрее учатся читать чем в США, Британии, Франции, потому что в итальянском и испанском языках каждый звук соответствует определенной букве. Как слышится, так и читается в английском и французком языках совершенно другая ситуация.
Азиатские языки - это совершенно другое восприятие
И в зависимости от культуры и страны мозг адаптируется к разным буквам и символам. Спасибо греческим писцам которые вообще придумали и разработали всем нам привычную схему алфавита
Однако к наиболее ранним алфавитам можно отнести форму записи симитской
языковой группы ( Иврит, Арабский) В этих языках до сих сохранилась особенность отсутствия гласных букв. Для обозначения гласных используют огласовки. Это значительно осложняет процесс обучения чтению. Можно сказать, что всем языкам и писменностям где есть гласные буквы очень повезло.
В книге описано много эксперементов и исследований о работе мозга.
Подробно описаны причины почему приматы не могут читать, а люди могут.
У нас оказывается лобная доля мозга в 40 раз больше чем у макак, плюс хорошо развита височная доля мозга.
Ну и скорость работы нейронов значительно больше.
Так ,что навык чтения - это поистине уникальная способность человеческого мозга
Именно способность постоянной обработки информации и способность анализа, освоения нового отличает нас от животных.
Рекомендую к прочтению. Моя оценка 10/10634