Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Reading in the Brain: The New Science of How We Read

Станислас Деан

  • Аватар пользователя
    Аноним5 сентября 2025 г.

    «Мозг-"пластичный" орган, который постоянно меняется и перестраивается»

    Случайно наткнулась на эту книгу  листая страницу маркетплейса в разделе нон-фикшн литературы.
    Книга понравилась своей иформативностью учитывая  относительно небольшой объем по количеству страниц.
    В данной книге автор рассказывает о работе человеческого мозга  во время процесса чтения. Почему  человек единственное живое существо способное мыслить и воспринимать текст и писать самостоятельно.
    Максимально подробно и наглядно за счёт большого количества иллюстраций,  схем и фотографий демонстрируется  последовательность  работы нейронов.
    Также целый раздел посвящён проблеме дислексии. Другой раздел кратко,  но очень информативно  описывает этапы появления письменности и этапы овладения навыком чтения.
    Нам взрослым людям кажется,  что читать  текст- это легко,  мы забываем как сложно  было в детстве,  когда мы только учились читать.
    Кстати  особое внимание в книге уделено различиям форм письменности  в разных странах.
    Например В Италии, Испании дети намного быстрее учатся читать  чем  в США,  Британии,  Франции, потому что в итальянском и испанском языках   каждый звук  соответствует определенной букве.  Как слышится,  так и читается  в английском и французком языках совершенно другая ситуация.
    Азиатские языки - это совершенно другое восприятие
    И в зависимости от культуры и страны  мозг адаптируется к разным  буквам и символам.  Спасибо  греческим писцам которые вообще придумали и разработали всем нам привычную схему алфавита
    Однако к наиболее ранним алфавитам  можно отнести   форму записи  симитской
    языковой группы ( Иврит, Арабский)  В этих языках до сих сохранилась  особенность  отсутствия гласных букв. Для обозначения гласных используют огласовки. Это значительно осложняет процесс  обучения чтению.  Можно сказать,  что всем языкам и писменностям где есть  гласные буквы очень повезло.
    В книге описано много эксперементов и исследований о работе мозга.
    Подробно описаны причины почему приматы не могут читать,  а люди могут.
    У нас оказывается  лобная доля мозга  в 40 раз больше чем у макак, плюс  хорошо развита височная доля мозга.
    Ну и скорость работы нейронов  значительно больше.
    Так ,что навык чтения  - это поистине уникальная способность человеческого мозга
    Именно способность постоянной обработки информации  и способность анализа, освоения нового  отличает нас от животных.
    Рекомендую к прочтению.  Моя оценка 10/10



    6
    34