Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девки

Николай Кочин

  • Аватар пользователя
    lyrry31 августа 2015 г.

    Всем известно, что общество - структура не статичная, оно постоянно меняется и развивается. Вслед за расцветом следует упадок, один политический строй меняет другой. Что-то в развитии воспринимается как более прогрессивное, а что-то наоборот - реакционное, упадническое. Но, меняясь, общество, как правило, делает это не на пустом месте, оно руководствуется некими правилами и принципами, которые называются идеологией. Это может быть церковная мораль - и тогда мы получаем Средневековье, а может - и то, что человек есть венец Божьего творения - и это уже будет Возрождение. Этот путь можно продолжать дальше и дальше. И, конечно же, основным проводником принципов идеологии становится искусство. Через литературу, живопись, музыкальные произведения выражаются основные идеалы общества, к котором оно стремится, а также правила, как следует жить. В этом плане советская эпоха ничем не отличается от других формаций. Она тоже жила по своим законам и правилам. И тут уж совсем отдельный вопрос, насколько они были правильными и справедливыми. Здесь мне совсем не хочется углубляться в этом направлении, это вопрос, не имеющий к данной книге никакого отношения.
    Перейдем же, наконец, к Кочину и его роману "Девки". Роман писался с 1928 года по 1931 годы и полностью отражает реалии своего времени. И этот роман полностью соответствует идеологии той эпохи, а точнее социалистическому реализму, методу определявшему культурную жизнь советского человека. Роман посвящен жизни советской деревни, наверное, в один из самых сложных ее периодов. Старые порядки еще полностью себя не изжили, а новые еще не совсем установились. И это очень хорошо показано в книге. Если в начале деревня живет патриархальными законами, всё решают старшие и церковь. Молодежь во всём обязана их слушаться, абсолютно не имея собственного мнения. Те же, кто начинает жить по новым законам, не принимается и считается отщепенцем, с которым не хотят знаться. Но время идет, и новая власть всё больше и больше распространяет свои порядки. И всё больше и больше, в особенности молодых людей, начинают жить по-новому. Не все остаются в деревне, самые обездоленные, самые непринимаемые здесь, в деревне, перебираются в город в поисках новой жизни. И, оказавшись там, они понимают, что новая власть - это огромное благо. Здесь они, конечно, начинают новую жизнь, совершенно отличную от той, что была у них в деревне. Они не просто поднимают головы и осознают себя частью чего-то нового и светлого, они становятся самыми искренними и преданными адептами этой власти до такой степени, что возвращаются туда, где были никем, чтобы стать всем и нести эти идеи в массы. У Кочина такова его Парунька. Чуть ли не самая последняя девка на селе, уехав в город, находит там силы и веру в советскую власть настолько, что становится активным деятелем в продвижении новых идей, и потом с ними возвращается в родные края.
    Но не всем надо было ехать в город, чтобы понять всю прелесть новых порядков. Те, кто был обижен старой властью, те, кто пострадал от патриархальности деревни, увидели в этом возможность начать другую жизнь, где они сами будут себе хозяевами. Не всё и не сразу у них получилось, но здесь главное - что у этих людей есть стремление к этой прогрессивной жизни. А если говорить относительно романа, то этим передовым людям еще многое предстоит сделать, чтобы их мечты стали явью. Враг, привыкший хорошо и богато жить раньше, не хочет уступать своих позиций, поэтому и борется с новой властью любыми, пусть даже и самыми неправильными и запрещенными методами.
    Тут я предлагаю вернуться к тому, что роман "Девки" полностью написан по правилам соцреализма. А у этого метода было несколько основных принципов:
    Во-первых, это народность, т.е. литература для простого народа. Конечно же, простым людям интересней всего читать про таких же простых людей, как они сами, проникаясь их проблемами и бедами. А что может ближе, чем горести простых крестьян, которые с одной стороны как-то противостоят кулакам, а с другой - учатся жить по-новому, постигая законы новой власти. А если еще роман и написан языком, который понятен обычному человеку, который только учит грамоту, то произведение, конечно же, можно назвать народным.
    Во-вторых, идейность. Об этом уже, в общем-то, говорилось выше. Новые идеи приходят и в глухие села, только чтобы здесь они воплотились в полной мере, приходится много работать, доказывать их необходимость, порой даже рискуя жизнью.
    В-третьих, конкретность. Об этом я уже тоже упоминала, т.е. конкретные, самые обычные люди, самые обычные поступки, через которые они меняются, осознавая значимость перемен, происходящих в области.
    Таким образом, роман Николая Кочина "Девки" - абсолютный пример художественного произведения, написанного по методу соцреализма. И говорить, что на самом деле всё было по-другому, а автор написал его в угоду той власти, по крайней мере не корректно. Каково время - таково и искусство, и литература не исключение.
    На меня же роман не произвел большого впечатления, он показался мне слишком уж сухим. Герои тоже особой симпатии не вызвали, и не потому что одни были однозначно - положительными, а другие - отрицательными. Мне почему-то им не поверилось. И мне совсем не захотелось бы ехать в деревню в числе двадцатипятитысячников, чтобы вести там пропагандистскую деятельность. Но это был хороший опыт знакомства с еще одним произведением советской литературы, которое я вряд ли когда-нибудь сама прочитала.

    10
    104