Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2015 г.

    Откровенно говоря, я долго колебалась, стоит ли читать эту книгу, так как, судя по рецензиям, она явно была не из тех произведений, о существовании которых можно забыть сразу после прочтения. Но... мне её подарили. :)

    Первое, на что обращаешь внимание, даже едва бросив взгляд на содержание — структура книги, которую уже называли здесь треугольной, причём чтение сравнивалось с подъёмом-спуском с некой пирамиды. Да, это так, согласна, только вот спуск происходит уже совсем под другую музыку: представьте, что читаете детектив, а верстальщик перепутал страницы, и последняя глава — та самая, в которой сказано, что убийца — садовник, — оказалась в середине, и вы снисходительно наблюдаете за потугами сыщика расследовать преступление, зная уже, с высоты своего положения, кто есть главный гад. Так вышло и здесь: фантазёры-одиночки бьются против корпораций, а то и пытаются свалить всю Систему разом — а мы, читатели, уже знаем, что всё это бессмысленно, и крах человечества неминуем. История двинется по кругу, «действующие лица и исполнители» снова и снова пройдут бесконечную цепочку перерождений, и всё закончится тем же, с чего и началось: на далёких островах где-то в океане одно племя дикарей истребит другое.

    Истории, однако, абсолютно разные, и автор (отдельный респект и переводчику) выбирает для каждой истории стиль изложения, характерный именно для этой эпохи. При всей этой «разности» эпизоды соединяет в общее полотно бесчисленное множество «пасхалок» и отсылок к прочим частям романа: так, рабыня-клон Сонми в главе-постапокалипсисе становится богиней, которой поклоняются, а журналистка приобретает пластинку с записью «Облачного атласа» за авторством молодого композитора — героя более ранней истории.

    Самое жуткое впечатление на меня произвёл Корабль смерти и тот кошмарный ритуал, который состоялся на его борту. И дурно стало при мысли, что такое вполне возможно в будущем, потому что уже существовало в прошлом, недавнем прошлом... Были уже и волосы, срезанные с голов обречённых женщин, и абажуры из содранной человеческой кожи, и поля, удобренные золой от сожжённых мертвецов — ведь ничто не должно пропадать напрасно.

    Да, вот ещё объединяющее начало для всех шести историй — людские пороки. Меняются эпохи, а они остаются неизменными и толкают как отдельных уродов, так и омерзительные их стаи на убийства, насилие, грабежи во имя ублаготворения тех своих чувств, что мы именуем «животными», но которые у самих животных отсутствуют напрочь.

    В качестве послевкусия осталось смутное чувство одновременно ненависти и жалости к человечеству, а ещё подсказанное автором осознание своей жалкой роли — роли пешки, песчинки, которую в любую секунду сметёт и разотрёт между шестерёнками вечного маятника Вселенной.

    Книга заставляет задуматься о жизни и о смерти. Рекомендую.

    5
    45