Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизненный план

Лори Нелсон Спилман

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2015 г.

    Книга неожиданно порадовала.
    Легкая и романтическая, как круассан в модной кафешке, на первый взгляд она кажется типичным женским романом: сюжет, построенный на модной нынче конфликтной матрице "Измени свою жизнь после трагедии" , повествование от первого лица, достаточно шаблонные образы в стиле 80-х - тут тебе и шикарная красотка-карьеристка, и расчетливый бойфренд, и недоверчивые негритянские дамы, и подруга-лесбиянка, и ... т.д и т.п.

    Потому тем более странно обнаружить в этой сладкой и воздушной вещице питательную мясную начинку. Здесь не просто "Город", а вполне осязаемый, меняющий сезоны Чикаго, не просто "Работа", "Офис", "Дом" - а детально прописанные, прочувствованные локации. Проблемы, пусть и преувеличенные в силу жанра, достаточно обоснованы и не возникают "вдруг". В этом отношении автор молодец. Книжка оставляет после себя информационный след, это для меня главное.

    Собственно, для того чтобы сделать "Жизненный план" по-настоящему хорошим романом, автору нужно сделать всего три вещи:
    1. Повествовать от третьего лица.
    Да, это другой уровень мастерства, это требует абстрагирования, эмпатии, это сложно, в конце концов. Но, как ни крути, в мире современной литературы "первое лицо = фанфикшн". = Сумерки, = 50 Оттенков, = Кристина Лорен. Серьезно, девочки. Всем сразу все понятно. Вы не писали литературу, вы мастурбировали свои гештальты.
    Толстой не писал от первого лица. Саган не писала от первого лица. Sorry not sorry.

    2. Снять ружье со стены.
    В романе чувствуется труд литератора, конфликт продуман, сюжетные линии стройные. Другое дело, что формируются они не по законам прозы, а больше по законам драмы. Это, на взгляд искушенного читателя, слишком грубо и нарочито, как чеховское ружье, что если висит в первом акте, то в последнем стреляет. Хочется непредсказуемости, интриги, хочется правдивого будущего, которое, как мы все знаем, не определено. Но автор ведет героиню как по лабиринту в детских журналах. "Помоги мышонку найти выход из норки". Как ни веди карандашом по кривым ходам, правильный путь только один.

    3. Дать героям больше времени.
    Закон жанра ("женский роман") заранее лишает нас саспенса - и мы знаем, что "все будет хорошо". Это значит, что все 10 пунктов Плана будут выполнены в течение года. В ином случае "хорошо" не будет, это ясно-понятно уже с первых страниц.
    Таким образом читателю остается лишь глотать страницы, ожидая, как автор "выкрутится", чтобы обойти тот или иной пункт Плана. А конкретно - "влюбиться" и "завести ребенка". Да, на жестких сроках материнского завещания строится весь конфликт. Мы сейчас опустим экзальтированность умирающей мамы, для которой понятие времени схлопнулось в тот момент, когда она приняла решение не лечиться. Сроки жесткие, факт.

    Родить ребенка надо в течение года, героине 35, поди-ка еще залети в таком возрасте, да еще и не от действующего бойфренда (маменька не одобрила), а нового (....эээ.. 12 минус 9) за три месяца еще найди и полюби, да на детей уговори....

    Короче, бред, бред, нельзя за год. Вот если бы два, а еще лучше три... Но так-то все смогут, ну. Про всех книжки не пишут.
    Но зато если пишут, то это будет не фантастика, а нормальная такая драма.

    Иллюстрация: картина гонконгского художника Марка Алланте из серии "Силуэты".

    6
    79