Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Калевала. Карело-финский эпос

Элиас Лённрот

  • Аватар пользователя
    Аноним1 сентября 2025 г.

    Классический эпос. Несколько центральных персонажей из финского фольклора промышляют типичной богатырской деятельностью: похищением девиц, набегами на соседние поселения, разборками со всякой нечистью. Как известно, любишь кататься, люби и саночки возить, так что попутно им приходится заниматься и утилитарными вещами: ковкой волшебных предметов, постройкой судов, игрой на музыкальных инструментах и всякой волшбой.

    Написано (точнее сказать, переведено) легким певучим слогом, что частично спасает от сильной затянутости повествования. Но все равно, 800 страниц это слишком много, здесь просто нет действия на такое количество текста. Причина большого объема в том, что в книга построена на основе народных сказаний, в которые - если я верно понимаю - вошли обрядово-заклинательные тексты, типа всяких заговоров, которые и строятся на повторении (не сказать - талдычании) одного и того же, дабы глуховатые и ленивые высшие силы услышали просителя.

    В целом, это не худший эпос, который я читал. В нем чувствуется этническая атмосфера севера. Он стилистически приятен. На мой вкус интереснее песни о Нибелунгах или путешествия на запад, но уступает Рамаяне.

    Но самый свой интересный вопрос книга ставит на полях: вопрос о соотношении индивидуального и коллективного в творчестве. Дело в том, что Калевала создана вполне конкретным финским портным в начале 19 века. Но построена она на основе народного фольклора из тьмы веков. И вопрос даже не в том, на какую точно долю Лённрот является ее автором. А в том, возможно ли вообще авторство художественного произведения более чем на 50%? Потому что даже не заимствуя фактический материал, писатель все равно всегда использует язык и культурный фон, который создавался поколениями и поколениями людей до него. Без этого фона любая работа теряет все свои смыслы, рассыпается на буквы. Не преувеличиваем ли мы значимость всякой фамилии на обложке? Не не слишком ли сакрализируем творческий акт, почитая его как индивидуальное достижение? Кто знает.

    3
    170