Рецензия на книгу
Парфюмер. История одного убийцы
Патрик Зюскинд
olya_deer1 сентября 2025 г.Сегодня на обзоре — «Парфюмер» Патрика Зюскинда. Флакон, который лучше не распылять в замкнутом пространстве.
Открываем крышечку и сразу ловим верхние ноты : агрессивный шлейф тухлой рыбы, парижских потрошков и канализации времён, когда гигиена была делом личной фантазии. Здесь тебе и моча, и пот, и лёгкий привкус земляной ямы. Настоящий аромат разложения человеческой души с оттенком тухлой воды — восхитительно, если ты, конечно, не ел.
Сердце аромата (оно же базовая нота) — стойкий, очень загадочный запах непонимания: то ли Гренуй — гений со сверх носом, то ли просто идиот-социопат. Из серой, забитой мыши, живущей в щели между людьми и отбросами, Гренуй превращается в хищного лиса с обострённым нюхом и манией величия. Он больше не прячется — он выслеживает, собирает, синтезирует. Его гениальность разрастается, пока в какой-то момент он не решает: "Я не просто лучше всех — я выше всех. Я Бог, мать вашу"
Этот аромат — не про чувства. Он про власть. Про то, как невидимый может стать всемогущим, если научится пахнуть правильно.И наконец — нижняя нота : тонкий, едкий, безупречный сарказм Зюскинда, пробивающийся сквозь всю эту вонь, как дорогой нишевый шлейф, который нежно и методично выпиливает всех второстепенных персонажей:
• Вот тебе Бальдини, ̶г̶е̶н̶и̶а̶л̶ь̶н̶ы̶й̶ парфюмер-вор, который разбогател на таланте ученика, но сгинул в волнах Сены вместе со своими денежками и баночками духов.
• Вот маркиз де Ла Тайад-Эспинасс, верящий в науку, эфиры и вечную молодость — поднялся на гору, чтобы просветлеть. Поднялся… и там, собственно, остался. Навсегда.
• А вот мадам Гайяр, которая всю жизнь боялась умереть в богадельне. И угадайте что?Все эти персонажи — как мухи, попавшие в сладкий, смертоносный аромат. А ты вместе с ними попадаешь в ловушку иронии автора, обёрнутую в бархат и цинизм.
6142