Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том VII. Война и мир. Том 4
Л. Н. Толстой
Аноним27 августа 2015 г.И только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди...Я прочитала.
Я очень рада, что в школе я только открыла эту книгу, прочитала вступительное слово - что-то про Ленина и народ, и сразу закрыла. Все приходит в нужное время, а тем более это относится к книгам. И все темы, на которые в школьной программе акцентируют внимание юных читателей - что бы я поняла в них? Высокое небо над головой князя Андрея после первого ранения, первый бал Наташи, высохший дуб, который уже все видел и знает, и не до весны ему, не до молодости и просыпающейся природы вокруг - и вдруг зазеленел, Наташа с пеленкой..Помните? Это все в школе проходят. Что из этого могло быть понято мной тогда? Да ничего. Хотя я и сейчас не обдумала еще всей книги, и наверно буду перечитывать через несколько лет.
Книга меня переполняет, герои все для меня живы, они были, они есть. Наташа такая девчонка, каких много, разве с вами такого не бывало? Хочется нравиться, петь, любить всех и сразу, и каждый новый человек прекрасней предыдущего. Можно осуждать ее или симпатизировать, но она живая, она существует как будто. И если бы она была только литература, только персонаж - она никогда не вышла бы замуж за Пьера и не стала бы переживать из-за пеленки. Но она есть - и она ошибается, растет, меняется, принимает решения, и жизнь ее и судьба такие женские,настоящие. Когда ты 16-летняя девочка, то Наташа в конце книги тебе не нравится - ее фигура, ее быт, ее муж - как все это далеко от первого бала Наташи Ростовой. Но когда тебе 28 - ты оцениваешь ее совсем по-другому.
Пьер - очень странный герой для меня, противоречивый. Раздражающий вначале и восхищающий в конце. Его душевные метания, его дела, ни одно из которых не доведено до конца, постоянная погруженность в свои мысли и сомнения - все это странно читать. Но на самом деле этот герой на всем протяжении книги проделывает огромную работу над собой, он все время растет - и кульминация этого роста приходится на его плен. Это одна из лучших частей книги - тема человеческих лишений и той грани, которую способен пережить человек - и при этом остаться человеком. И не просто остаться - а возвыситься, почувствовать бесконечную свободу своей личности.
Ростовы - вся семья - мои любимые герои. Папа, не жалеющий денег и доброты для своей семьи, с каждым днем как будто не стареет, а уменьшается, становится ребенком, беззащитным и жалким. Мама - стержень семьи, пережившая мужа и пережившая свое горе. Николенька - эпизод его проигрыша в карты и сцены с отцом врезался мне в душу. Да и вообще столько эпизодов из жизни этой семьи и семьи Болконских стали как будто частью моей жизни.
И наконец мой любимый герой - князь Андрей Болконский. Для меня это главный герой книги. С него начинается все, с ним мы знакомимся раньше всего, видим его скучающим на светском рауте. И на нем и заканчивается эта книга для меня - маленький Николенька, сын, никогда не знавший ласки и внимания отца, одинок в своей комнате, но глаза у него - это глаза князя Андрея. Он жив, и он будет жить в своем ребенке.
Как мне не хотелось такого печального конца для князя Андрея. Как сильно написана история его последних дней, сон с дверью и перемена в нем за одну ночь. У меня даже мурашки по коже шли, когда я это читала. Но он все равно самый живой из всех. Человек, много страдающий, много думающий, жестокий во многом, но прекрасны его порывы,его душа, его мужественность.
После книги посмотрела шедевр Бондарчука - герои ожили для меня, во многом открылись с другой стороны. Например, Пьер раздражал меня - но после фильма я вижу его не как никчемного человека, а как доброго великодушного, такого, каким и считал Безухова его друг князь Андрей. А Болконский навсегда слился для меня с образом, созданным в фильме прекрасным Вячеславом Тихоновым. По моему, красивей нет мужчины, чем Андрей Болконский в этом фильме:
1672