Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним28 августа 2025 г.

    Эрих Мария - интересный писатель. Я бы сравнил его с удобной, многое повидавшей обувью. Ты можешь отставить ее в сторону, купив обновку, но потом радостно бывает вернуться к знакомому уюту. Первые произведения (Жизнь взаймы, Черный обелиск), которые я прочитал, мне не очень понравились. Три товарища и На Западном фронте без перемен уже пошли гораздо лучше. Добавим к тому, что На западном фронте я читал в кафе, поэтому у меня этот роман ещё и ассоциируется с кофе и панкейками. Каких-то 20 чашек кофе, и я даже жалел, что Ремарк побольше не написал. А теперь «Триумфальная арка». Это настоящий триумф, как сказали бы этруски воину, вернувшемуся с победой в город. Это настоящая арка, как сказали бы римляне, построив акведук. И вода тут не случайно упомянута. Слёзы неизбежно льются у бедных читателей Ремарка, потому что этот чёртов пессимист как будто никогда не видел в жизни хэппи-эндов или ему просто скучно о них писать. Если вы читаете Ремарка и в книге никто не умер - есть всего два варианта.
    1) Вам впарили подделку.
    2) До вас какой-то читатель, страдая, вырвал часть страниц, используя их вместо платков. Никаких запасов платков просто не хватит в данном случае. Думаю, около четверти страниц должно отсутствовать плюс-минус.
    Ладно, давайте немного о сюжете. Немецкий хирург Равик (или Равич, в разных переводах, фамилия всё равно выдуманная) уехал из нацистской Германии и живёт в Париже, пытаясь выжить. Действие происходит в конце 1930-х годов, и те, кто немного разбирается в истории, понимает, что Франция - не самое лучшее место в этот период для врагов нацистского режима (в 1940 году она будет разгромлена и оккупирована). Случайно Равик помогает другой неприкаянной эмигрантке - актрисе Жоан Маду, у них начинается роман. Триумфальная арка всегда где-то рядом с их парой, как символ этой любви. Герои Ремарка вечно пьют, рассуждают о смысле жизни и любви такими фразами, что только успевай добавлять себе цитаты на память, играют в шахматы с каким-нибудь русским и твердят «Я одинокая душа», как будто насмотрелись «Твин Пикс». Если вас бесит Жоан Маду своим непостоянством, то скажите спасибо Марлен Дитрих, которая вдоволь поиздевалась над самим Ремарком, как будто не знала, что писатель может и отомстить своим пером, изобразив причину своих страданий в неприглядном свете. Чтобы читатель не скучал и не плакал безостановочно, Эрих Мария добавил мотив мести - в Париж приезжает сотрудник Гестапо Хааке, который мучил Равика на допросах и довёл его возлюбленную Сибиллу до смерти…

    С книгами вообще странная штука: с годами они становятся всё важней. Конечно, они не способны заменить всё, но проникают в тебя глубже, чем что-либо иное. Ему вспомнилось: в первые годы на чужбине он к книгам вообще не притрагивался, всё, о чём в них повествовалось, меркло в сравнении с тем, что пережил он сам. Зато теперь они стали вроде как оборонительным валом - защитить, правда, не защитят, но хотя бы прильнуть, опереться можно. Не бог весть какая подмога, но во времена, когда наползает сплошной мрак, они хоть как-то спасают от безысходного отчаяния. А это уже немало. В сущности, этого достаточно.

    18
    762