Рецензия на книгу
Antkind
Charlie Kaufman
krapivna28 августа 2025 г.«Муравечество» — точно самый странный роман из прочитанного за последние полгода. Наверное, глупо было бы ожидать от Чарли Кауфмана, сценариста «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияние чистого разума», чего-то простого и понятного, но к таким масштабам я была не готова.
Главный герой — неудачливый кинокритик, не очень симпатичный скуф мужчина, который пишет никому не нужные трактаты о кино и всеми силами пытается адаптировать своё мужское белое цисгендерное нутро под воук-культуру. Он случайно натыкается на столетнего старика, который, возможно, в своей квартире снял никому неизвестный шедевр: фильм, который идёт три месяца и на создание которого ушло девяносто лет. Но фильм сгорает, и в попытках восстановить его герой отправляется в мучительное и для себя, и для читателя приключение.
Пытаться пересказать это путешествие бессмысленно. Это такое вязкое путешествие по сознательному и бессознательному миру главного героя, нашпигованное многочисленными и многоуровневыми отсылками и критикой современного мира, шпильками современному кинематографу (чаще Нолана Кауфман пинает только сам себя) и неожиданным Трампом, который сношается со своим двойником-роботом. Местами смешно, местами страшно, местами невыносимо.
В последней четверти книга совсем сносит все рамки и устремляется куда-то в далекое и бесконечное. Читаешь и не понимаешь, что происходит, но идёшь дальше, страница за страницей. Эта часть далась мне прям тяжело, давно не чувствовала такого сопротивления во время чтения. Кауфман не только рушит все правила построения романа (это он делает с самого начало, к финалу уже привыкаешь), но рушит свои собственные обозначенные законы. А в конце всего этого безумие — своеобразная благодать и принятие.
6265