Рецензия на книгу
The Writer's Journey: Mythic Structure for Writers
Christopher Vogler
Аноним27 августа 2025 г.Путешествие героя в кино
Кристофер Воглер
"Путешествие писателя: Мифологические структуры в литературе и кино"
Периодически в круг моего чтения попадают темы, связанные собственно с литературой. Не секрет, что я и сам собираюсь написать кое-что, и работа над этим потихоньку идет. Не так давно, после прочтения одной из самиздатовских книг, я отметил для себя кое-какую авторскую находку, которую мог бы использовать у себя.
По вопросам писательства я уже читал более двух лет книгу Кэти Уэйланд "Архитектура сюжета", а недавно - как раз о мифологических структурах в литературе, правда через призму женских образов, - была книга Марии Татар "Тысячеликая героиня". А после чтения этой книги Воглера я накрою сверху произведением корифея жанра, которое пока что продолжаю слушать в аудиоверсии.
Рассматриваемая книга Кристофера Воглера представляет собой развитие идей Джозефа Кэмпбелла, изложенных им в классическом труде "Тысячеликий герой", о чем автор не устает напоминать. Если вы не читали этот труд Кэпбелла (как я), то в этой книге Воглера найдете краткое изложение идей классика.
Но ценность книги состоит все-таки в другом. Продолжая Кэмпбелла, Воглер показывает, как та или иная идея классика находит свое выражение в современной литературе и кино. Сначала Воглер проходит по выделенным Кэмпбеллом этапам сюжета, путешествия героя, подкрепляя это ссылками на те или иные произведения. Например, выделяя этап зова к странствиям, Воглер показывает, как этот этап представлен в различных фильмах от классического нуара "Касабланка" до "Звездных войн". Таким образом Воглер разбирает с примерами каждый из этапов путешествия героя.
В конце книги есть раздел, где Воглер меняет свой подход. Вместо разбора отдельных этапов путешествия героя он показывает, как в целом работает схема путешествия героя в некоторых известных фильмах, в том числе в "Звездных войнах", "Криминальном чтиве", "Титанике", "Короле льве". То есть он разбирает сюжет фильма и обозначает, где и как в них отмечаются черты схемы путешествия героя.
В основном в этой книге речь таки идет о кинематографе. Примеры в книге приводятся обычно из классических голливудских фильмов 1930-1990-х годов. Например, он часто обращается к "Волшебнику страны Оз", "Касабланке" и другим старым фильмам.
Рекомендации же, к которым приходит Воглер, формулируются вполне полезные как для сценаристов, так и для писателей. Книга помогает уложить в голове схему путешествия героя, принести стандартные схемы для работы с сюжетом, которые могут быть полезны в литературном творчестве. Кроме того, в конце каждой главы находятся вопросы для самоконтроля, заставляющие читателя применить только что изложенный материал к чему-то еще или приложить к собственной задуманной истории. Я вот кое о чем о своем творчестве задумался.
Так что в остатке могу сказать, что это крайне полезная книга. Если вы относитесь к литературной работе, то берите на заметку непременно.
1088