Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Storyteller

Jodi Picoult

  • Аватар пользователя
    Dolores_C26 августа 2025 г.

    Ни уму ни сердцу

    Я давно зареклась читать книги о Холокосте, написанные современными авторами. Но для Джоди Пиколт решила сделать исключение: она вызывала доверие. Что ж, как видно, напрасно.

    Не могу сказать, что «Рассказчица» так уж плоха. Она никакая. Просто ещё одна из сотен современных книг о Холокосте, в которых написано плюс-минус одно и то же. Это тот случай, когда прочитав две-три книги, можно сказать, что прочитал их все. В какой-то момент даже начинает казаться, что авторы просто спекулируют на этой страшной странице мировой истории.

    В «Рассказчице» нет столь необходимого для заданной темы нерва, надрыва. Если Пиколт хотела рассказать об ужасах концлагерей, тогда я не понимаю, почему Минка проходит какую-то, простите, лайт-версию Холокоста. Мне ни на минуту не было за неё страшно и больно. Вообще, во всей линии прошлого был только один по-настоящему жуткий момент. Поэтому с эмоциональной точки зрения «Рассказчица» не дала мне ровным счётом ничего.

    Никакой пищи для ума я тоже не получила. Пиколт не даёт новых фактов о Холокосте, интересного видения, необычной точки зрения. Всё это я читала уже не раз и не два, причём в более сильном исполнении.

    Недоумение вызвала мистическая сказка, которую писала Минка. Для чего она здесь? Да, я понимаю, что это аллегория на Холокост, но зачем? Тема Холокоста настолько сильная и пугающая сама по себе, настолько, если угодно, самобытная, что подобные писательские приёмы для её усиления не требуются. Напротив, они только отвлекают читателя, понижают эмоциональный градус, который здесь и так невысок. Даже больше того, эта мистическая сказка в духе «Сумерек» показалась мне неуместным кощунством.

    Это что касается линии прошлого.

    С линией настоящего дела обстоят лучше. Если, конечно, не брать в расчёт крайне неубедительную личную жизнь Сейдж. Здесь Пиколт предлагает читателям поразмышлять на тему того, можно ли простить раскаявшегося бывшего офицера СС, творившего преступления против человечества полвека назад? Что делать, если он просит вас помочь ему уйти из жизни? Эти вопросы уже более близки к социальным проблемам, о которых Пиколт обычно пишет. Однако в данном случае линия Минки перетягивает одеяло на себя, да ещё и сомнительная линия с личной жизнью Сейдж, которой уделяется немало времени, портит дело. В итоге эта часть книги получилась скомканной. Особенно её финал.

    Ситуацию мог бы исправить неожиданный сюжетный поворот, который здесь есть — а как же иначе, ведь это Пиколт. Но беда в том, что этот авторский ход я предугадала задолго до, так что никакого вау-эффекта не случилось.

    Основная проблема «Рассказчицы» в том, что Пиколт слишком много здесь всего намешала. Убрать бы отсюда личную жизнь Сейдж и мистическую сказку, а освободившиеся страницы посвятить основным темам… но увы.

    Впрочем, если вы мало что читали на тему Холокоста, и если финал сможет вас удивить, тогда у «Рассказчицы» есть все шансы вам понравиться.

    38
    334