Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним25 августа 2025 г.«Невозможно касаться одной рукой вечности, другой - суетной повседневности.»
«Золотой храм» - одно из самых блестящих и необычных произведений, с которыми я когда-либо знакомилась. Это роман о красоте, настолько совершённой, что она становится невыносимой и должна быть разрушена. Это также рассуждение о взаимосвязи между словами и действиями, красотой и уродством, бытием и небытием. В этой книге, которая является одним из лучших романов Мисимы, эти темы рассматриваются с большой глубиной, что позволяет лучше понять философские проблемы, которые занимали Мисиму на протяжении всей его писательской карьеры.
Сюжет повествует о студенте по имени Мидзогути, который служит послушником в дзен-буддийском храме Кинкаку-дзи в Киото во время и после Второй мировой. Мидзогути страдает заиканием; что символизирует его оторванность от окружающего мира. Он озабочен несоответствием, существующим между его собственным внутренним, субъективным опытом, и миром, который существует за пределами его субъективности. Он отчуждён от всего и вся, кроме самого себя, чувствует себя одиноким и непонятым, пока не подружился с Касиваги, косолапым студентом, который учится в одном с ним колледже. Их дружба подталкивает Мидзогути к тому, чтобы противостоять собственному отчуждению и в конце концов преодолеть его с помощью акта разрушения - поджога.
Золотой храм олицетворяет невозможность любых абстрактных представлений об идеализированном совершенстве. Когда Мисогути был ребёнком, его отец описывал ему Золотой храм как самое прекрасное сооружение на Земле. Это описание, которое существует только в воображении, задало критерий, по которому реальный храм был обречён не соответствовать этому, как только Мисогути, наконец, увидел его вживую. Его разочарование внешним видом настоящего храма вызвало желание исследовать его дальше, присмотреться внимательнее и приложить больше усилий, чтобы обнаружить то, что он упустил. Мисогути не удовлетворён одним лишь идеалом совершенства; он хочет, чтобы эта идея нашла отражение в мире объективной реальности.
Красота Золотого храма заключается в его безжизненности. Живые существа, такие как люди, не могут быть по-настоящему красивыми, поскольку им не хватает вечности и «жёсткости». Красота бесконечна, и поэтому ничто конечное не может быть абсолютно прекрасным. Таким образом, Храм прекрасен лишь в той мере, в какой он воплощает вечный идеал. Однако материалы, из которых был построен Храм, подвержены разрушению. Эти физические материалы - брёвна, гвозди, доски - обеспечивают среду, через которую может говорить вечное, но они также сдерживают бесконечное, привязывая его к чему-то, что само по себе является конечным. Это стало причиной разочарования Мисогути, когда он впервые увидел Золотой храм и пришёл к пониманию того, что только разрушив физическое воплощение Храма, можно высвободить его сущность и, наконец, достичь бессмертия.
Прочитала интересный факт о бомбардировках Киото. Оказывается, что во время стратегических воздушных бомбардировок, организованных Кёртисом Лемеем, военный министр Генри Стимсон просил только о том, чтобы Киото не был разрушен, поскольку он был культурным центром Японии и, что особенно важно, её бывшей имперской столицей; основное внимание было уделено более промышленно развитым районам, таким как Токио и Осака. Именно это качество неизменности, которое Мидзогути видит в Кинкаку-дзи, в конечном счёте вызывает чувство ненависти.
Мне казалось, что Мисогути является примером нигилистического порыва. Его единственным другим вариантом было бы пассивное смирение с реальностью, поскольку она существует в раздробленном состоянии, растянутом между реальным и идеальным. Разрушая физический Храм, он символически избавляется от своего рабства реальному и таким образом освобождает себя, чтобы погрузиться в поток жизни, невзирая на её несовершенство.
Мое личное ощущение таково, что, хотя бунт Мисогути в Золотом храме может быть эмоционально очищающим, метафизически это ничего не меняет. Идеалы неизбежны для человеческого существования, и хотя они могут причинять нам страдания, поскольку мы неизбежно не соответствуем их абсолютным стандартам, они также побуждают нас стремиться к целям и проектам, ради которых стоит жить. Однозначно рекомендую к прочтению!
101719