Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Silence of Bones

Джун Хёр

  • Аватар пользователя
    -Nell-25 августа 2025 г.

    «Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью» Дени Дидро

    Это история жизни Соль, 16-летней девушки, живущей в столице Чосона (Кореи), крепостной служанке- тамо в полицейском управлении в 1800 году. Тамо - это самая низшая и презренная разновидность слуг, которые не только выполняли свои прямые обязанности по содержанию и уходу за помещением, прислуживали персоналу и исполняли мелкие поручения для отдела, но и использовались для помощи в полицейских расследованиях, особенно, если дело касалось женщин. Согласно строгим конфуцианским законам, мужчинам не разрешалось прикасаться к женщине или даже смотреть на нее во время расследования или вскрытия, если они не были связаны с ней прямыми семейными и кровными узами. И тогда девушки-тамо были их глазами и руками. Унизительная государственная система также запрещает слугам-рабам смотреть в глаза своим хозяевам и начальникам-мужчинам. Соль со временем научилась преодолевать и эту преграду, распознавая особые, свойственные каждому язык тела, интонации и оттенки голоса.
    Она происходит из благородной семьи, которая в прошлом, когда она была еще совсем маленькой, подверглась репрессиям и была отправлена в изгнание за измену и лишилась своего статуса и имущества. Единственный способ выжить для Соль - поступить в услужение. Все, что осталось от ее семьи, это ее сестра, которая живет далеко в деревне, и ее брат, который, к ее великому сожалению , скорее всего умер, так как она не слышала о нем уже больше десяти лет. Соль, которой сказали, что ее брат похоронен где-то в Ханьяне (теперь Сеул) отправилась на поиски его могилы.
    Но столица очень сурово встречает молодую и наивную девушку из далекой провинции, превратив ее в бесправное имущество и теперь она навеки отмечена клеймом беглянки на лице, и все же остается полной решимости вернуться домой, но не раньше, чем она сможет узнать, где находится могила ее брата. Соль жаждет вернуться домой, но дом - это больше, чем возвращение к своей сестре. Дом - это больше, чем просто найти своего брата и вернуть его обратно. Соль тоскует и мечтает о времени, когда все были вместе, и все, в ее глазах, было в порядке. Дом, где больше не будет ни печали, ни слез, ни смертей, ни прощаний.
    Основной сюжет следует за участием Соль в расследовании убийства молодой дворянки на фоне становящейся все более мрачной и опасной политической ситуации в Чосоне, растущими беспорядками и угрозой Гражданской войны.
    Расследуя свою собственную семейную тайну, Соль попадает в поле зрения жесткого, сурового, до предела немногословного и совершенно непонятного ей инспектора Хана.
    Как женщина в обществе, управляемом строгими конфуцианскими догмами и представительница одной из низших каст, Соль практически лишена какой-либо защиты в жестоком шовинистском обществе. Поскольку она еще и тамо, ее навыки и инстинкты не принимаются во внимание или подвергаются презрительному сомнению и недоверию. С другой стороны, она обладает способностью передвигаться и разговаривать с людьми, не привлекая особого внимания.
    Инспектор Хан - первый среди сотрудников полиции увидел ее потенциал и вскоре начинает полагаться на ее ум и смекалку и становится для Соль ее единственной защитой от интриг и опасностей столицы. Но по мере того, как Соль все глубже и глубже погружается в расследование, а также в свое собственное прошлое, она понимает, что все совсем не так, как кажется, и что убийца может быть тем человеком, от которого она меньше всего этого ожидает, и ее лояльность подвергается тяжелейшему испытанию, когда сам Хан становится главным подозреваемым.
    Несомненно, что центральная тема книги - это сложная динамика отношений союзника/противника между Соль и инспектором Ханом. Соль явно восхищается им, и даже невольно проецирует на него воспоминания о своем потерянном и столь любимом брате. Но когда подозрения падут на инспектора, Соль вынуждена выбирать между неподкупностью и бесстрастным следованием правде или безоговорочной верности. Интересны также ее соперничество с эгоистичным, не в меру и без особых на то оснований амбициозным, не чистым на руку и хвастливым молодым полицейским; ее дружба с членами знатной католической семьи, которая, наверное стала результатом ее решения доверять своим собственным инстинктам; ее удивительное умение вызвать откровенность и взаимодействие незнакомых ей людей, даже со стороны знати, по большей части демонстрирующей к ней лишь презрение и бесконечное высокомерие. В какой-то момент она спрашивает одного из представителей высшего общества почему он все же доверился ей, находящейся на самой низшей ступени социальной лестницы, и тот очень четко определил ее особенности по отношению ко всем остальным служителям и защитникам закона и порядка: все слишком быстро судят, не вникая в особенности дела и подробности, осуждая в результате невинного, а она тот единственный человек, который всегда слушает и действительно слышит. Однако, задавая все больше вопросов и медленно приближаясь к истине, она зачастую попадает в трудные, опасные, а иногда и вовсе безвыходные ситуации. Иногда казалось, что по мере того, как ее подозрения росли, она, сталкиваясь с угрозой и успешно используя в моменты опасности свой ум, смекалку и находчивость, просто делала поспешные выводы без конкретных доказательств, просто под давлением чувств и эмоций. Она неграмотна и не умеет ни читать ни писать и зачастую приходит к неправильным суждениям и выводам в силу ее воспитания, что, естественно, вызывает различные недоразумения, непонимание и настороженность. Люди не воспринимают ее всерьез, потому что она тамо, но она непреклонна в своем упорстве доказать, что они ошибаются. А сам инспектор Хан оказался неразрешимой загадкой, его поведение одновременно сбивает с толку и раздражает Соль и читателей.
    Нет сомнения, что Соль интересная и вызывающая симпатию героиня. Она остроумная, любопытная (даже чересчур любопытная!)и находчивая. Но в стране, где молчание и послушание ценятся превыше всего, любопытство может быть смертельным. Но сброшенная жестокой судьбой на самое дно Соль обладает каким-то врожденным осознанием своего некоего предназначения в жизни и чувством собственной ценности в мире, который видит в ней лишь прислугу и полностью обесценивает ее как женщину. Всю жизнь ей твердили, что она родилась слугой, проведет всю свою жизнь в качестве служанки и умрет слугой. Ее путь к раскрытию своего собственного потенциала по мере развития книги был полон горечи и унижений, но она постепенно понимает, что способна в итоге совершить все, что захочет, несмотря на то, что другие думают о ней или не думают вовсе, относясь к ней как к бездушному предмету и не замечая ее существования.
    По ходу развития сюжета, обстоятельств и характера героини ранние впечатления Соль о мире меняются и она начинает понимать, что действительность намного сложнее. Соль переходит от крайне категоричного образа мышления о мире (добро/зло, верность/предательство, семья/не семья, слуга/знать) к гораздо более широкой и полной нюансов зрелой позиции. И она очень быстро начинает понимать, насколько опасно было отличаться от других в эту непростую эпоху.
    Соль в итоге оказалась глотком свежего воздуха в удушающем и полном презрения обществе, где мужчины и женщины живут в совершенно разных, не соприкасающихся и не взаимодействующих между собой мирах, где рабам не разрешается поднимать глаза на своих хозяев или иметь свои собственные мысли и чувства. Но кроме этого, история также сосредоточена на семейных отношениях, как позитивных, так и негативных, не только для Соль и ее семьи, или того жалкого подобия родственных уз , что от нее осталось, но и на более глобальных отношениях отцов и сыновей и важности чистоты родословной в ту эпоху.
    Также были интересны описываемые в книге детали и особенности языка, одежды, еды, манер и канонов поведения, сказаний, сказок и легенд, гражданских и экономических структур и социальной стратификации в форме разделения общества на социальные слои и классы, особенности правящей и управленческой иерархии, влияние грамотности и цензуры, глобализации и, безусловно, религии и религиозных разногласий и, конечно же внешней и внутренней политики.
    Но пока Соль расследует убийство знатной госпожи О, мы узнаем историю и ее жизни. Ей приходится бороться не только со своими внутренними демонами и страхами, она также сталкивается с очень реальными физическими трудностями (в какой-то момент она доходит до такого состояния изнеможения, что может даже пересчитать свои ребра), но ее решимость и упорство помогают ей не сдаваться и продолжать идти своей собственной дорогой.
    Сюжет книги - это в значительной степени загадка, основанная на персонажах, и понимании того, чего они хотят и почему они этого хотят, и это является ключом к раскрытию дела. Кажется, что каждая новая деталь отвечает на один вопрос и поднимает еще пять новых.
    Большая часть повествования пронизана глубокой печалью и чувством безвозвратной потери и одна из основных сюжетных нитей касается непреодолимой пропасти и болезненных травм и разладов между поколениями. Часть расследования убийства действительно включает в себя насилие, и довольно графические его описания (например, некоторые неудобоваримые подробности изучения трупов и пытки). Это безусловно суровый мир. Но Соль бесспорно прошла через все испытания и готова к полноценной жизни без призраков прошлого, которые годами тянули ее вниз в бездну, как когда-то ее отчаявшуюся и покорившуюся обстоятельствам мать.
    Главным историческим фоном «Молчания костей» является жестокое и поголовное преследование католиков в Чосоне и автор, естественно, не могла обойтись без рассуждений об основах христианской веры, но не проповеднических или миссионерских, а скорее философских и этических.
    Эта книга представляет увлекательный и нестандартный взгляд на практически незнакомую западному читателю историю Кореи, особенно историю зарождения и развития католицизма на полуострове, связанную со святым отцом Джейкобом (Чжоу Вэньмо - первым католическим священником в Корее) и Госпожой Кан Вансук - впоследствии канонизированной святой Колумбой- которая упорно и бесстрашно помогает терпящим жестокие преследования приверженцам христианства. Оказывается, корейская католическая церковь уникальна. Католицизм не был продуктом каких-либо миссионерских действий. На самом деле, корейские ученые и дворяне открыли для себя католицизм и пришли к своей вере сами по себе после самостоятельного исследования различных западных философий и технологий в попытке узнать больше о внешнем мире. Затем корейцы отправили делегацию в Ватикан, чтобы попросить папу направить к ним священников. Ведь за неимением таковых корейская католическая церковь была организована и изначально управлялась верующими мирянами. Отец Веньмо , китайский католический священник, несмотря на грозившую ему смертельную опасность, тайно переправился в Корею, чтобы утешать, направлять и укреплять в своей вере местную паству , и смог скрываться от правительственных гонений и преследований в основном благодаря самоотверженным усилиям все той же г-жи Кан, которая финансировала и по началу очень успешно руководила молодой местной церковью, несмотря на то, что была женщиной, да еще и разведенной.
    Несмотря на акцент именно на католическом христианстве, эта книга одинаково интересна и доступна представителям любой веры или системы убеждений. Сама главная героиня не является ни католичкой, ни христианкой вообще, ни даже буддисткой. Еще у Ван Гулика в его цикле о судье Ди в средневековом Китае я узнала, что буддизм сам не был в большом почете, его считали суеверным, развратным и порочным, примитивным и отсталым. Бескомпромиссное и непримиримое конфуцианство было главной и по существу единственной «правильной» религией. Тогда как буддизм по своим принципам - более приземленное и человечное учение, более заботящееся о душах своих последователей, чем жесткая китайская философия. В одной из глав Соль в рамках расследования убийства посещает буддийский монастырь и монахи объясняют, как их божий дом в силу их веры и принципов стал единственным и последним убежищем для незамужних матерей и детей-сирот. Бесспорно, что большинство последователей христианства, представленные в книге, однозначно положительные. И это неудивительно, ведь автор, как это выясняется в послесловии, сама является верующим человеком. И все же одного из персонажей, также являющегося католиком, его тревога и страх перед грядущими преследованиями заставляют изменить своим идеалам и ценностям. Есть верующие искренне и готовые принять смерть за свои убеждения, а также те, которые примкнули к Церкви по эгоистичным и корыстным причинам. Это разнообразие на самом деле делает католические преследования более драматичными, потому что автор , таким образом, может передать всю трагичность ситуации, когда жизнь обычных людей была нарушена и разрушена из-за политических махинаций новой королевы, стремящейся использовать преследование католиков для укрепления своей власти.
    К сожалению, немногое изменилось и людей во всем мире по-прежнему все еще угнетают и преследуют за исповедуемую ими религию, за их взгляды, предпочтения и ориентацию. Независимо от того, во что мы верим, мы все должны относиться друг к другу с уважением и любовью. Только через коллективное мышление добра мы можем искоренить горе и страдания.

    13
    153