Рецензия на книгу
Utopia Avenue
David Mitchell
Аноним24 августа 2025 г.Too good to be true
Книга очень увлекла меня, вывела из некоторого «нечитуна», и я прочла этот 650-страничный томик за неделю. Мне было очень увлекательно следить за тем, как талантливый менеджер Левон собирает в группу не менее талантливых, но по-своему несчастных басиста Дина, пианистку Эльф, гитариста Джаспера и (не забываем) барабанщика Гриффа.
Действие разворачивается в Лондоне 60-х годов — знаменательный период и знаменательный город в истории развития рока, фолка и джаза. Если слова Deep Purple, Cream, The Rolling Stones вам говорят о большем, чем «слышала чето такое но не слушала», то это точно мастрид. Митчелл живо и ярко описывает этот период, по страницам книги пробегают Дэвид Боуи, Нина Симон, Сид Баррет и Джон Леннон, потерявший голову под столом. Мягко говоря, я не ценитель такой музыки, грубо говоря — вообще не разбираюсь, но даже мне было очень интересно погрузиться в эту эпоху. Порой обилие незнакомых фамилий и музыкальных композиций немного сбивали с толку (Mitchell is «mitchelling» again), но чаще добавляли антуража и реальности происходящему.
Но насколько все-таки это все могло быть реально? «Утопия-Авеню» — это вымышленная рок-фолк-джаз-психодел группа, собранная как бы случайно на редкость честным и удачливым менеджером. Можно сказать, что это собирательный портрет рок-группы 60-х, где каждый из участников привносит что-то свое в звучание. Каждый обладает своим живым характером и харизмой, в этих героев веришь. Каждый волочит за собой ворох проблем из прошлого и сталкивается с новыми на пути к славе, но при этом они становятся настоящими друзьями, не заболевают звездной болезнью и создают хиты.
Тот самый путь к славе, естественно, тернист: тут и провальные выступления, и провальные синглы, которые Митчелл подробно описывает. Но стойкость духа, вера в успех и, конечно же, случай помогают группе взобраться на музыкальный Олимп и даже покорить Америку. Не слишком ли хорошо, чтобы быть правдой? Думаю, название группы говорит само за себя. Естественно, такой сценарий кажется утопичным, и, к сожалению, группа существует всего лишь год. Концовка истории заставляет почти поплакац, но разве это могло закончиться по-другому?
Структура книги тоже заслуживает внимания: она поделена на части, каждая из которых представляет сторону музыкальной пластинки. А сами главы — названия песен группы. И в этих главах мы читаем о событиях, которые вдохновили того или иного героя написать эту песню. Митчелл перемещает нас между настоящим и многочисленными флешбеками, раскрывающими характер героев. Но читать это не сложно, а наоборот интересно: согласитесь, что одна фраза, сказанная героем, становится сильно глубже, когда мы на трехстраничном флешбеке после узнаем, что же она для него значит.
Конечно же тут не обошлось без митчелловского самолюбования. До «Утопии-Авеню» я читала 4 книги автора, и, как всегда, дико приятно встречать уже знакомых персонажей на страницах другого произведения, но некоторые моменты неподготовленному читателю покажутся слишком крейзи. Если честно, показалось, что линия Джаспера была придумала только лишь для того, чтобы вписать в книгу сюжет «Костяных часов», но я опущу на это глаза.
Одним словом — тут полный sex, drugs and rock-n-roll, и Митчелл точно вскружит вам голову. И как же жаль, что ни одной песни «Utopia-avenue» все-таки нет на спотифае… зато есть целый плейлист от автора с треками, которые вдохновили его на книгу.
5129