Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
ragnar_boo23 августа 2025 г.Закрой за мной дверь, я ухожу
В Лондоне всегда кто-то куда-то спешит. Но среди привычной суеты иногда случается нечто странное: например, из пустоты прямо на улицу может вывалиться девушка — босая, израненная, с глазами, полными ужаса. Для прохожих она словно невидимка: никто не замечает её боли, никто не протягивает руку. Никто, кроме одного, казалось бы, случайного человека — Ричарда Мэйхью, обычного лондонского клерка.
Он с невестой под руку спешит на важную встречу, но миг сострадания переворачивает его жизнь и открывает дверь — буквально и метафорически — в другой мир, скрытый под поверхностью города. Мир, полный чудес и кошмаров...
Нила Геймана сегодня знает каждый, кто хотя бы краем глаза следит за фантастикой. Да, в его биографии в последние годы всплыли подробности, из-за которых его как человека не хотелось бы обсуждать. Но это не отменяет самобытности и в некотором роде гениальности его творчества. Геймана можно назвать мастером городских мифов: он умеет вживлять сказку в самую ткань повседневности, так что, идя по улице, начинаешь думать — а вдруг за углом есть что-то необычное?
Сюжет, казалось бы, прост: обычный парень Ричард Мэйхью помогает загадочной девушке со странным именем Дверь (Door) и оказывается в мире Нижнего Лондона, подземелья, живущего по совершенно иным правилам. Леди Дверь расследует убийство своей семьи, Ричард ищет способ вернуться к привычной жизни, но его путь с Дверью становится настоящим путём самосовершенствования. Он перестаёт быть «удобным», избавляется от наивности и сбрасывает оболочку «славного парня», становясь настоящим героем. Архетипически это нисхождение в Подземное царство — герой умирает для прежнего мира, чтобы родиться заново. В «Никогде» этот миф соседствует с абсурдным юмором «Монти Пайтона» и атмосферой сказки для взрослых.
И всё же книга оставляет чувство недосказанности. Хочется продолжения, которого нет. Кто такие на самом деле убийцы мистер Круп и мистер Вандермар? Почему они путешествуют во времени? Что за зверь скрывался в Лабиринте? Что случилось с Анестезией? Как попасть в другие «нижние города»? Кто такой на самом деле чернокожий маркиз Карабас — самый противоречивый персонаж, который совершает героические поступки, но которым нормальные жители пугают детей?
И ещё вопрос — почему же «Никогде» так притягателен? Потому что он, не смотря на сказочность, затрагивает довольно жизненные проблемы. У всех нас бывают моменты, когда мы чувствуем себя невидимыми, забытыми, лишними. В мире «Никогде» такие люди обретают свободу и силу. Это не просто сказка про метро и канализацию — это притча о внутреннем выборе. Можно остаться удобным и незаметным, прожить жизнь в серости. А можно шагнуть за дверь, даже не зная, что ждёт за порогом.
В те или иные моменты мы можем чувствовать себя «невидимыми», потерянными, забытыми. В мире «Никогде» живут такие же непонятые, отверженные, и именно там они обретают свободу. Да, «Никогде» — это не просто сказка про лондонское метро и канализацию, это притча о внутренней свободе: либо ты принимаешь правила, выбираешь быть удобным для всех человеком и спокойно живёшь так до старости, либо шагаешь за дверь, даже не зная, что ждёт за порогом.
И поэтому, дочитав, чувствуешь лёгкую тоску: Нижний Лондон, определённо, не место, где хотелось бы жить, но расставаться с ним грустно.
4219