Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Настя

Владимир Сорокин

  • Аватар пользователя
    Аноним21 августа 2025 г.

    Весь текст - метафора

    Начнём с того, что Сорокин писатель - авангардист, каждый его текст это эксперимент, его творчество не направлено на массового читателя. В своих книгах писатель играет словами и метафорами, за которыми прячет суть произведения. Именно поэтому часто остаётся непонятым.

    Рассках "Настя" один из таких произведений. Оттого столько негативных отзывов. Он вызывает тошнотворные ощущения, пугает своей жестокостью, омерзительно подробен и циничен. Более того, такая реакция верна, именно эти чувства автор хотел вызвать у читателя.

    А теперь по-подробнее. Этот рассказ не для того, чтобы нравистя, а чтобы вонзиться в память.
    Основная идея в том, что девочка окончательно превращена в безмолвное тело, лишённое защиты. Те кто должен был защищать собственного ребёнка жестоко разделывают и пожирают. Тело лишь метафора - многие взрослые для окружающих столь приятные (это подчёркивается в тексте), безжалостно ломают своих детей, поступаясь всякими моралями. В рассказе чётко показана "интеллигенция", которая философствует, старается выглядеть умно, при этом коверкает русский язык, не замечает абьюзивных отношений в семье, либо это уже норма. Короче общество прогнившее до мозга костей приподнесено во всей её мерзости.
    Здесь нет спасителя, нет помощи. Это метафора сильный пожирает слабого. Мир показывает своё лицо: жестокий, равнодушный, без сострадания.

    Дальше со спойлерами.
    Даже слова "прошу руки вашей дочери", мы воспринимаем как предложение жениться, в тексте расценивать буквально, что приводит к отрезанию руки - символ разрушения индивидуальности, насилия, театра власти. Девочку изначально не воспринимают, как личность. Уже с рождения она была вещью.

    И это ни одна семья такая пирущие обсуждают куда и когда ходили, то есть таких людей не просто много, они повсюду, даже ближе, чем мы думаем, возможно мы сами...

    Метафор очень много, чтобы их понять нужно читать между строк, нужно разгадывать, как загадку.

    Например сцена со вбиванием гвоздей ассоциируется с, вбиванием гвоздей в гробовую крышку - это закрытие говорит не только о том, что всё кончено, но и закрывает возможность говорить об этой смерти. Настю окончательно превращают в вещь, в "объект обряда". После гвоздей возврата нет.

    Сорока, доставшая жемчужину из говна, является отсылкой к самому автору. Сорокин назвал "Настю" не столько о Насте, сколько о российской интеллигенции на кануне двадцатого века. Он извлёк из этого ужаса нечто ценное - "чёрную жемчужину":
    надлом, прозрение, художественный взгляд, который важен, чтобы другие увидели и поняли.

    И наконец финальная сцена, где гвозди отражают лучи света и составляют портрет Насти над её обглоданными костями. Говорит о мученической жертве, о святой невинности девочки. Это почти христианская отмылка: страдания плоти превращаются в сияние духа.

    И так мы разобрали многие загадки новеллы, как её сам называл Сорокин.
    Но это ещё далеко не все символические значения, рассказ очень многослоен, разгадывать его интересно, но читать мерзко. Напомню, что именно такую реакцию автор и хотел вызвать, так что если решитесь разгадать этот кроссворд, читайте с холодным разумом - всё метафора, так легче)))

    7
    396