Рецензия на книгу
Девственницы-самоубийцы
Джеффри Евгенидес
Аноним21 августа 2015 г."Девственницы-самоубийцы" - дебютный роман будущего лауреата Пулитцеровской премии, увидевший свет в 1993 году. Действие происходит в 70-х годах в небольшом американском провинциальном городке. Перед нами - семья Лисбон. Мистер Лисбон преподаёт математику в местной школе, миссис Лисбон - домохозяйка. У них пять дочерей-подростков: Сесилия (13 лет), Люкс (14), Бонни (15), Мэри (16) и Тереза (17). Их жизнь течёт размеренно, не выбиваясь из общего усыпляющего ритма этого городка. Всё меняется, когда неожиданно для всех Сесилия пытается покончить жизнь самоубийством...
Интересная особенность романа заключается в том, что повествование ведётся от лица группы подростков, живущих по соседству с сёстрами Лисбон и тайно влюблённых в них. Спустя годы они пытаются разобраться, почему всё произошло именно так. Поэтому читатель смотрит на семью Лисбон как бы со стороны (как её видят эти ребята) - безвольный отец, деспотичная религиозная мать и загадочные девушки, понять которых так никто и не смог.
В 1999 роман был экранизирован. Думаю, что фильм Софии Копполы известен больше книги. Так или иначе, второй роман Евгенидиса "Средний пол" я прочитал с интересом, фильм "Девственницы-самоубийцы" в своё время произвёл на меня глубокое впечатление. Может быть, именно из-за этого приходится констатировать, что ждал я от книги большего. Могу лишь отметить, что атмосферу романа фильм передаёт удивительно точно.
Проблемы в этой семье, судя по всему, назревали давно. Когда разрешают молодым девушкам посещать только школу и церковь, и то в школе они всё время чувствуют себя под присмотром отца - ничего хорошего из этого не выйдет. Сесилия была, на мой взгляд, психологически не совсем здорова. Другие девушки и не думали о самоубийстве, но то, что произошло с Сесилией, и последующие события что-то изменили. Они могли уехать и начать новую жизнь, но этого не сделали. Почему? Автор не даст нам на это ответ прямо. Но что-то всё-таки понятно из вот этого фрагмента:
...За трагедией самоубийства скрывается, в действительности, не отчаяние или непостижимая тайна, а простой эгоизм. Девушки взяли на себя решение, которое лучше было предоставить Господу Богу. Закалившись в своих горестях, они стали чересчур сильны, чтобы жить среди нас, слишком замкнулись в себе, слишком напрягали глаза, пытаясь постичь свои призрачные видения, чтобы разглядеть реальный мир. Уйдя, они оставили за собой не жизнь, которая так или иначе преодолевает смерть, а просто незатейливый ряд обыденных фактов: тиканье настенных часов, полуденный полумрак в комнате и беспощадность юной девушки, думающей только о себе. Мозг ее, оставаясь равнодушным созерцателем, не принимает многообразия окружающей жизни, но лихорадочно вспыхивает в отдельных критических точках, вновь и вновь переживая полученные обиды и хороня потерянные мечты. Все, кого она любила прежде, отдаляются, словно уплывая во тьму на большой льдине, превращаются в черные точки и машут крошечными ручками, но они слишком далеко, чтобы можно было расслышать их голоса. И тогда веревка обвивает потолочную балку, кучка таблеток ложится на ладонь с длинной, лживой линией жизни посредине, распахивается окно, включается газ в духовке — что угодно...
Если подводить итог: смотрите фильм (если ещё этого не сделали). Прекрасная режиссёрская работа, великолепная игра Кирстен Данст (Люкс) и шикарный саундтрек (Air, Heart). Если фильм уже видели, и он вам понравился - почитайте роман, он дополнит вам представленную в фильме картину на уровне ощущений и каких-то незаметных для первого взгляда мелочей.
Эй, хотелось тебе когда-нибудь
По ту сторону радуги заглянуть?
Я знаю дорогу, ведущую в рай.
Эй, детка, давай подпевай:
Сны, они для тех, кто спит,
Жизнь для тех, кто ею дорожит.
И если тебе по душе моя песня,
Давай долетим до радуги вместе...Bread - Make It With You
383