Рецензия на книгу
Дюна
Фрэнк Херберт
SofiyaManakova19 августа 2025 г.Не сотвори себе кумира
Мне понадобилось 4 года, чтобы осилить Дюну. И нет, не все 6 частей саги Фрэнка Герберта, а только первую - вершину айсберга. Надо понимать, что это прародительница огромной ниши жанра фантастики (Звездные войны - прославленный ребенок), с отлично прописанным лором, собственным неповторимым (до этого) ядром об избранном мальчике на пустынной планете, с таинственным орденом войнов-ведьм, межпланетными прыжками на кораблях-гигантах и восстанием машин в прошлом. И оценивать такого старинного червя-делателя (кто понял, тот понял) критически сложно. Великая ли это вещь? Бесспорно. Понравилась ли она мне? В целом - да. Но почему же я начинала читать ее трижды, два из которых доходила аж до середины?
Фрэнк Герберт задумывал свой эпохальный роман не для рождения фантастики. Сама история - больше декорации для поучительного сюжета о губительном влиянии Мессии, который даже из благих побуждений может привести своих последователей к гибели. И это не таинственный твист. Вся история с самого начала пронизана видениями Пола о будущей катастрофе. Он сопротивляется своей роли, но довольно быстро теряет человечность (в принципе, ему понадобилось только 1 предательство, 2 года партизанской войны и 1 глоток яда червя).
«Когда же это Артрейдес беспокоился о вещах, не о людях?»- думает Гурни Халлек, учитель Пола, который знал его до того, как тот стал Муад'Дибом, Квизац Хедерахом, Лисан аль-Гаибом и Махди.
И это первое, обо что я споткнулась - избранный персонаж с идеальными навыками боя и стратегии, которому только 15-17 лет. Мама из ордена Бене Гессерит, пророчество о мальчике, которого рожать не следовало, лучшие учителя боя - все это объяснимо, и все-таки на волне огромного количества прочитанных историй о том самом избранном - от такого героя легко оторваться и устать. По крайней мере, когда тебе 27. (но мы держим в голове, что книга 60-ых годов, разумеется)
Когда Пол становится просветленным и принимает свою, допустим, судьбу, сопереживать ему становится совсем трудно. Он самоуверен и непоколебим (потому что впитал в себя генетическую память и может заглядывать в будущее - это понятно). Это не человек почти, это машина для ведения войны и чеканки больших решений - без оглядки на советников, мать, которая буквально создала его таким, и свой народ, который когда-то спас его в пустыне. Перед читателем семнадцатилетний мальчишка с душой старика, лишенный чувств радости, удивления, злости или поражения. И это расстраивает, честно говоря.
В Дюне прекрасно прописана политика, за диалогами Барона, Императора и других высокопоставленных лиц очень интересно наблюдать. И наверное, это многообразие персонажей и хитросплетение интриг - второе, что может отпугнуть читателя. В этом надо разобраться. Так, мне понадобилось прочитать книгу 2 раза (если сложить 2 первые попытки до середины), посмотреть фильм Вильнева и еще несколько часовых роликов на ютубе с объяснениями, чтобы чувствовать себя комфортно в лоре.
Враждующие дома максимально черно-белые, есть исключительно благородные Артрейдесы и фримены, а есть хитрые и подлые Харконнены и свита Императора. Праведный Лето, благородный Пол и мерзкие лысые торговцы с промышленной планеты - это режет глаза, но классика для фэнтези.
Или все не так однозначно? Автор старался сделать привлекательного персонажа, а потом обрушить на читателя последствия доверия такой фигуре (пускай фигура ничего плохого и не хотела). Уже к концу книги я чувствовала отторжение к Полу, но на всякий случай Фрэнк Герберт написал «Мессию Дюны», где подчеркнул серость морали. Священная война за свободу (джихад в книге) быстро перерастает в кровопролитную войну за власть. И мы читаем рассуждения Пола, который убежден, что этого нельзя было избежать, что должно оправдывать эту катастрофу. Но на протяжении всего романа Пол осознанно делает шаг за шагом к роли религиозного лидера и вождя, который эту катастрофу возглавит. Так ли это было неминуемо? В любом случае, Дюна - это редкая книга, где автор демонстрирует нам трансформацию не положительного персонажа.
И вот, дополнительно вооружившись блокнотиком для записи всех званий Пола и словечек на фриманском, можно погрузиться в роман и насладиться им. Не зря же столько режиссеров пыталось перенести его на экраны. Далекие 21000-ые годы, где люди на законодательном уровне отказываются от технологий после восстания машин. Пустынная планета со специей (меланжем/спайсом), творящей немыслимые вещи с человеческим мозгом. Великие дома династий, враждующие друг с другом под предводительством хитрого императора. Вольный народ пустынь, мужество, самоотверженность, долг и любовь (хотя любовь Герберт описывает очень скупо, по-спартански).
Содержит спойлеры6440