Рецензия на книгу
Девчата
Борис Бедный
Аноним19 августа 2025 г.в те годы даже телевизор видели только на картинках, но любовь существовала всегда!
Борис Бедный в повести Девчата создал жизнеутверждающий и глубоко человечный текст, который заслуживает высокой оценки.
Книга и фильм заметно отличаются. В книге Тося грубее (есть сцена, где она мам-Веру доводит до слез, мол та проецирует свои материнские неистраченные чувства к Тосе, а Тося считает себя взрослой и хочет свободы). За эту сцену Надя отвешивает Тосе пощечину и Тося извиняется перед Верой, но в фильме, где больше акцент на комедию, ничего такого не добавили.Тосе по книге примерно 17 с половиной лет, а мам-Вере всего тридцать! Представляете?! Тридцать, а я думала по фильму, что ей 50...
Удивила в книге меня и Катя, которая в фильме - бойкая, легкая, красивая деревенская девчонка, а в повести у нее больше зависти ко всему и всем, и даже то, что Тося видела телевизор и пылесос (это был просто шок, что кто-то мог не видеть в те годы даже телевизора и то, в каком информационном мусоре живем мы, хоть и ста лет не прошло).
Так же в книге лесорубы все чаще показаны грубыми, они даже с девушками плохо обращаются - танцуют с папиросами или бросают девушек посреди танца и сваливают поржать со своими бригадами. А девушки все это терпят, но вот не Тося. Тося, как образец феминистки пятидесятых прошлого века, хотя по фильму мне ее персонаж нравился больше, чем по книге.
Но в книге все они более живые и глубокие. Даже о чем-то нелегальном (например, занять чужую комнату) фантазируют.
Психологическая глубина передана через внутренние монологи и описания: Писатель уделяет больше внимания внутреннему миру героев, особенно Тоси. Ее мотивы, сомнения, переживания одиночества и поиск своего места через мысли и чувства. В фильме эта глубина частично передается игрой Надежды Румянцевой, но повесть дает более развернутую психологическую картину.
Автор подробнее описывает нелегкий быт лесного поселка, тяжесть и специфику работы на лесозаготовках. Эти детали создают мощный фон, на котором ярче раскрываются характеры и отношения героев.
В повести Тося более сложная и местами драматичная фигура. Ее одиночество, неустроенность личной жизни, внутренние конфликты («цаца» vs работница) показаны острее. Ее путь к Илье более тернист. Фильм, следуя законам комедии, делает образ Тоси более легким, непосредственным, «комедийным», хотя и сохраняет ее стержень. Румянцева добавила невероятного обаяния, но несколько «сгладила» глубину переживаний, описанных в книге.
История любви Тоси и Ильи в книге развивается медленнее, с большим количеством недопониманий, обид, внутренних барьеров. Их финальное соединение ощущается как более значимая победа над собой и обстоятельствами.
19236