Рецензия на книгу
Девки
Николай Кочин
DreamWay20 августа 2015 г.Село. Тихий ветер треплет колосья пшеницы, солнце садиться. Паренёк гонит лозинкой пару коров домой. Где-то кричат куры и гуси. В воздухе пряный запах трав, навоза и земли.
Возле плетня парень прижимает девушку. Девушка проста и хороша собою. Она одета в широкий коричневый сарафан, старая льняная рубаха уже потёрта временем. Рукава закатаны. Волосы собраны в косу и украшены потрёпанной лентой. На звук хлыста о бок коровы она оборачивает голову, и взгляд её из лукавого становится осмысленным.
Время доить коров.
Парень выглядит чуть более потёртым. Широкие синие штаны, обтрёпанные и пузырящиеся на коленях, заправлены в сапоги. Сами сапоги густо намазаны гусиным жиром и блестят, хотя уже и собрали собою пыль. Рубашка простая, рабочая, в паре мест уже поставлены заплаты. Сам парень на вид также потрёпан. Лицо его выглядит помятым, черные волосы в пыли и соломе. Запах табака и остатков перегара облаком витает вокруг него, но не портит удовольствия обоим от их посиделки у плетня."Веришь ли ты мне?" - говорит девка, - "всю жизнь тебя люблю. Пришли сватов, да и дело с концом".
"Что ж ты, Марька, нетерпёжная такая. Как лавку починить, так нужен я уже. А как зажать тебя у забора, так ты уж и ломаться стала. Не веришь мне. Не любишь"
"Да как же, Петька, и не любить тебя. Ведь вся люблю, без остатку. Вот женишься, семью заведём, сколько угодно у плетня стоять будем".
"Накой хрен ждать мне женитьба, пока тятенька одобрит, если любовь моя горячая вот она, протяни руку да возьми её" - жмёт её сильней к плетню.
"Брось ты, увидят же. Сраму не оберуся"
"Вот оно каково, срамиться она стала. А как в лесочку целовалися мы с тобою, да любить ты меня клялася,
полно и забыла уже?" - зажимает её ещё сильней.
"Брось, Петька. Нельзя до женитьбы мне. Как я к отцу твоему пойду коли нечистая уже буду. Как мне в глаза
его смотреть?"............
Свадьба у подруги Мирьиной, Устиньи. Чего только нет на столах. Яблоки мочены, капуста квашенная, снеди всякой заморской куплено. Не стыдно и в город показаться с такой снедью. Выпивки - вдоволь, всем достанет по бутылю. Группа девок плачет и поёт песни, провожая Устьинью в замужество. Группа парней, ухмыляясь, перечитывает песни, провожая жениха. Наконец обряд окончен. Жених, невеста и родители ихние стоят у попа и иконы. Батюшка читает молитву, крестит иконою и поочерёдно даёт её поцеловать. Муж и жена целуются. Смех и пляски начинают проходить от каждого угла до угла. Группа пареньков начинает шутить у девок, щекотать и приставать к ним с шутками. Отовсюду теперь слышны крики и смех. Петька, перемигиваясь с парнями, подливает водки Марье в стакан и кричат "за родину", "за молодых", «за нас с тобою". Через время Марьины ноги не держат её. Громко смеётся Петруха и тянет её в уголок.
....................Молва о том, что Марья уже пользована, проходит по всему селу. Пропал Петька, слышно только, что отец его невесту обдумывает, соседку ихнюю, что приданное хорошее имеет. В церкви её охаивают да не пускают порчену. Парни смеются и зазывают к себе в любовь поиграть да у печи погреться. Мать Марьи не подымает головы, бьясь о стену. Обуза теперь Марья, не выдать её замуж. Марья плачет себе тихонечко, плачет. Но в сердце любовь свою греет. Пойдёт она Петра искать да просить его жениться на ней.
....................
Проходила Марья мимо поля сельского, где коровы стояли. За деревом увидела Петра с коровою, кинулась к нему радостная.
"Где ж ты Петька пропадал, прятался? Ты ли на мне жениться хотел?"
"Хотел, Марья, да расхотел."
"Что ж ты, не любовь это вовсе? Что ж ты мне у плетня о любви клялся да божился женою сделать?"
"Что это ты Марья дурь распустила? Кто ж тебя в жены то возьмёт? Накой хрен мне невеста пользована?
Вот Дарья и лицом не дура и с приданным хорошим"
"Так ты ж и испортил меня"
"Так то ж для эксперименту. Больно парни не верили, что уломаю тебя. А мне это раз и тьху."
Бежала Марья с поля да держалась за голову. Прибежала домой и пуще матери ревела, головою об стену билась.
.......................Жила Марья ещё в селе долго. Когда ходила по селу, то кидали ей в след камни и смеялись, обзывали "потребилкой". Парни к ней ластились, но только на ночь и предлагали любовь вязать. И смеялися над нею, "грош тебе цена" кричали.
Тут открылась ячейка коммунистическая и в партию всех зазывать начали. Всем коммунистам добро делать
нужно, никто на прошедшее людей не смотрит, за ошибки прошлого не судит. Боялися люди коммунистов, ибо люди они отрицающие Бога. Шушукалися да кляли их. Но Марья, пришевши раз, поняла, что есть люди, готовые дать ей работу и звание, вверить добрые и великие дела, не смотря на то, что она всего лишь сельская девка. Боялись её люди а тут и пуще прежнего презирать стали. Но вырвалась Марья, стала в ячейку ходить,
учиться читать и писать стала. Завели они в ячейке газету да хорошие дела организовывали. Не раз и не два справедливость на седле устанавливали, кулаков заставляли капиталистически нажитое простым людям передавать. И потихоньку, помаленьку, стали её люди уважать и хвалить за её работу.Не боитесь девки парней негожих! Лучше дайте им скалкою по роже! Даже если среди людей слывёте нечистой, плюньте в рожу и уйдите творить в коммунисты. А доколе наша баба себя презирает, по селу черна и бита со слезьми гуляет.
668