Рецензия на книгу
Граф Монте-Кристо
Александр Дюма
Аноним18 августа 2025 г.Душевные раны не зримы, но они никогда не закрываются; всегда мучительные, всегда кровоточащие, они вечно остаются развернутыми в глубинах человеческой души
Это моя третья попытка прочесть данное произведение и наконец-то я это сделала! Первые две попытки были еще в школьное время, но не сложилось. Не знаю, видимо мне попалось неудачное издание тогда, потому что помню, как не понравилась книга тем, что скачки во времени были без плавных переходов. Вот главный герой молодой, а тут уже сидит сколько-то лет в тюрьме. Прочитав же книгу сейчас с удивление обнаружила, что такого нет. Главы распределены четко, переходы плавные. Вообще главы на мой взгляд получились емкими, пусть произведение и большое, но не было ощущение затянутости и обилия описаний, все вполне лаконично. Язык повествования красивый и энергичный, сразу затянуло и с интересом слушала и читала, погружаясь в историю с головой.
Сюжет книги наверно всем известен, даже не читая, уж настолько это произведение на слуху. Однако от этого было не менее интересно следовать за героем по пятам во время всех его злоключений и приключений.
Для себя я отделяю Эдмона от Графа, потому что первый человек молод, открыт и добродушен. Он окрылен своим счастьем и оказывается слеп ко многому. Он доверчив, в чем-то наивен, но не глуп. Просто будучи хорошим человеком сам, человеком чести и слова, Эдмон ожидает такого же от других. И именно это дает возможность его врагам одержать над ним вверх.
Но с другой стороны не сказать же молодому парню не показывать так открыто свою любовь к девушке, иначе кто-то позавидует? И не быть же более осмотрительным и более дружным с бухгалтером, дабы тот не замыслил за твоей спиной, как тебе не получить должность капитана? И не говорить об этом с жадным алчным соседом, увидевшим у тебя деньги дома. Или скрывать от помощника королевского прокурора информацию о письме, хотя в наше время конечно он бы без своего адвоката ничего бы не говорил. Жалко, что тогда не было еще кого-то рядом в момент допроса. И сейчас конечно легко сказать, что не стоило Эдмону верить Вильфору хотя бы в момент перевозки и лучше бы он прыгнул в море и уплыл, пока было не поздно. Но Эдмон был слишком молод, слишком правильный и далекий от всего этого. Он верил в людей и людям и ждал, когда все разрешится. Таким он останется еще какое-то время и будет верить и одному из проверяющих.
Наверно самые тяжелые части для меня именно первые, когда он оказывается в тюрьме. До чего же тягостное впечатление об этой темнице, поражает сила духа героев, как они выдерживают такое существование, как остаются в здравом уме и в них еще теплится вера и надежда. А уж когда узнаешь, сколько лет так прошло, то и вовсе восхищаешься нечеловеческой стойкостью. Тюрьма конечно же меняет Эдмона, не только внешне, но и внутренне. Он ставится мрачнее, циничнее, более жестоким. Это еще не полное преображение в Графа, но уже проскальзывают изменения, видно по эпизоду, когда он готов напасть на надзирателя ради побега и как хочет мстить, когда его друг открывает ему глаза, кто его сюда отправил. Тот же Аббат Фария занимается его всесторонним образованием и это уже не простой необразованный моряк, а человек, говорящий на многих языках и способный поддержать любую тему разговора. Сердце сжималось от их отношений, таких доверительных, то ли родственных, отца и сына, то ли дружеских. Горько было, когда они не сумели сбежать вместе. Интересно, как это повлияло бы на дальнейшую историю? Сумел бы аббат удержать Эдмона от плана мести?
Оказавшись на свободе, наш герой, наведя справки, узнает плохие для себя новости и что-то в нем отмирает снова. Его отец погиб, а любимая вышла замуж. И жизнь только недавно вырваная вновь омрачается. Снова появляется мысль, а что было бы, если бы отец остался жив или не умер бы так, как умер. А если бы Мерседес вышла замуж за другого, смягчило ли бы это сердце Графа?
Эпизод с Кадрусом любопытен, я как-то сразу поняла, кто скрывается за личиной аббата, хотя и хмыкала, как люди не узнают того, кого знали хорошо и долго. Это прям из серии Супермена и как его не узнают в образе клерка с очками. Но все же не ожидала того, до чего дойдет Кадрус. Не представляла его настолько отрицательным персонажем, даже как-то поверила в его речь о том, что он жалеет о своем предательстве и не хотел такой участи другу.
Появление Моррелей меня порадовало, все семейство прописано положительными героями. Очень жаль было арматора и не понимала, почему Эдмон тянул с помощью. Зачем была нужна это драма, а если бы мужчина не выдержал и раньше бы решил покончить жизнь самоубийством? Для чего он дотянул до последнего, для пущего эффекта? Как-то это жестоко было, почему бы не прийти и сразу не помочь, он бы в любом случае был бы благодарен, ведь и тогда был на гране банкротства, а так получается Эдмон агонию ему удлинил и пафосно помог в самый последний момент. Жестоко, Эдмон, очень жестоко.
И после этого эпизода наш главный герой пропадает на годы и за это время происходит его полное преображение в образ Графа Монте-Кристо, фигуру занимательную и таинственную, проницательную и пугающую, местами даже неприятную. Многие реплики Графа довольно неприятны и вызывают неприязнь даже, будь то его разговоры о невольнице, рабе, наркотиках. Он какой-то желчный и самовлюбленный в такие моменты, совершенно не похожий на себя прежнего. Не понимаю, это он так рисуется перед светом или что? Уж точно не красят его такие высказывания и отталкивают от себя.
Эпизод знакомства с Францем оставил неоднозначное впечатление. Сам Франц мне понравился, а вот Синдбад-мореход тут странноват, еще и наркотики вовсю рекламирует и угощает. Зато впечатлило поведение Альбера, когда он оказался у разбойников. Хотя, конечно, Франц более выигрывает, он посерьезнее и не такой франт, но и Альбер не лыком шит. Уже на этих эпизодах задумалась, что видимо заранее Граф продумал эти моменты знакомства с Францем и Альбером, дабы втереться в доверие или оказаться представленным ими французскому обществу. Что сказать, годами продуманная месть это блюдо, которое продается холодным и может впечатлить тем, как все спланировано до мелочей и каков титанический труд и работа ума. Браво, браво, Граф.
Первое появление Графа в парижском обществе оставляет неизгладимое впечатление, никто его не знает и всем интересно узнать, кто он такой и откуда, откуда такие богатства. Он подливает масла в огонь своими речами и отдельно встречается с каждым из своих врагов, одерживая над ними вверх на их же полях. Немного попахивает мартинсьюизмом, но так и быть простим за это автора, ведь хочется, чтоб добро зло побеждало всегда.
Хоть эта история и о любви тоже, но я не особо ждала встречи Графа и Мерседес. Не знаю, то ли не особо впечатлилась их историей любви, то ли это все осталось для меня где-то в далеком прошлом, но, тем не менее, удивилась, что она его не узнала. Да тут все ей говорят, что он моложе ее по возрасту, но она же его любила и собиралась за него замуж, как можно не узнать?!
Зато неожиданным для меня стала история связи Вильфора и некой мадам в прошлом, которая красной нитью идет по повествованию. Ловила себя на мысли, что интересно было, какая же будет развязка, ведь понятно, что не просто так акцентируют внимание на этом ребенке, дальнейшую судьбу которого мы не знаем, но не можем не ужаснуться его характеру.
Все эти хитросплетения, все шаги, которые продумывает Граф, дабы стать неотъемлемым членом общества, подарки, спасение и прочее, восхищают. Эдмон не был таких хладнокровным интриганом, он вообще был прямой как стрела, а Граф мастерски это делает. Как же жизнь способна круто изменить человека до неузнаваемости.
История с Гайде неоднозначная, саму девушку очень жаль, и даже как-то понимаю ее преданность Графу, но уж больно она слепая что ли. Вообще женские образы у автора не особо цепляющие, они либо слабые, либо циничные, либо самовлюбленнее, либо жестокие. Вот не получилось у него ни одной героини, которая бы полностью понравилось, приходилось закрывать глаза на недостатки девушек. Так вот эта Гайде вроде и приятная сама по себе, но какая-то раболепная в плане Графа, вообще не личность отдельная, а только в привязке к нему существующая.
Что не скажешь о другой мадам, Госпоже де Вильфор. Интригующий у нее разговор с Графом был конечно же. И вот что это, подстрекательство? Пособничество? Да он всячески отнекивается, но он это будет делать много раз и с другими героями, но ведь именно он так много рассказал ей об ядах и причинах, по которым их использовали. Да считай он прямым текстом сказал, что у матерей есть оправдание травить ради своих детей. И вот кто он после этого, положительный герой? Скорее коварный змей-искуситель. Опять же, Эдмон не был коварным, а Граф такой.
Появление отца и сына Кавальканти любопытное, приятно было и угадать, кто скрывается за маской сына. Не знаю, мне почему-то узнавать героев раньше персонажей понравилось, хотя казалось бы это минус, интрига не сохраняется, но для меня было плюсом, даже как-то интереснее следить, что за этим последует.
И вот Граф подбирается все ближе к своим врагам: Данглару, Фернану и Вильфору, и даже Кадрус еще появится, хоть я и думала, что его роль уже сыграна. Каждому из них уготована своя месть, кому-то повезет больше, кому-то меньше. То, что случилось с Вильфором и в самом деле жутко и ужасно, нельзя не воскликнуть вместе с ним, вы этого хотели? Это даже как-то отрезвляет ненадолго Графа, вызывает сомнения, правильно ли он поступал. Тут конечно уже красным по белому намек на Бога и то, что нельзя себя к нему приравнивать или считать его орудием и вершить самосуд, что грань очень тонка и ты всего лишь человек, каким бы сверхчеловеком себя не считал. Вообще его речи о том, как он считает себя выше остальных раздражали, если Бог тебя спас, то это не делает тебя лучше и выше всех остальных, это лишь то, что Он решил тебя спасти и все на этом.
Что же до наказания, нашедшее каждого, то видимо каждому воздалось по тому, какой урон и кто нанес. Да, пусть Данглар подстрекатель, но отнес донос не он. А Вильфор и вовсе судил предвзято и сделал все, дабы Эдмон гнил в темнице, вот и досталось ему самое страшное. Что касается его отца Нуартье, то отношение к нему неоднозначное, смотря с какой стороны посмотреть. Однако не могу не отметить его силу воли и духа, как он не отчаялся в том положении, в котором оказался. Это действительно сильный и мужественный человек.
Мне кажется менее пафосно было бы завершить все на мести и прощении, себя в том числе, некоторые поступки того же Графа требуют и от него самого раскаяния. Но мы имеем последнюю главу, вновь возвращающую нас ощущениями ко второй части, Граф снова решил испытать судьбу и теперь вместо отца мучает сына. Не знаю зачем было разводить такую драму и с чего он решил, что имеет на это право. Все же в Графе проскакивают явные намеки на самоуверенность и убежденность, что он сверхчеловек, если вообще не приравнивает себя к Богу. Это его не особо красит, но видимо такой уж задумывался образ.
В общем и целом произведение мне понравилось, оно насыщенное историческими и личностными событиями и переживаниями. Эмоций и мыслей, вопросов в ходе чтения и прослушивания было много, а это для меня хороший показатель. Рада, что наконец-то решилась прочесть эту книгу и добралась до самого конца.
Содержит спойлеры1022,1K