Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Приют Грез

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним18 августа 2025 г.

    «Проба пера» или личный дневник Ремарка

    Я могу понять критику, направленную в адрес первого романа всеми известного автора мрачных и меланхоличных произведений в жанре сурового реализма. Ремарк прославился, в первую очередь, благодаря «На западном фронте без перемен»: леденящие душу описания ужасов войны, ставших почти что будничной повседневностью для воевавших солдат, бессмысленность войны и ее бесчеловечность, сломленные судьбы целого поколения.

    «Приют грез» — самый первый роман Ремарка, написанный и изданный в 1920 году. В главном герое Фрице, вероятно, воплощен образ поэта и художника Фрица Хёрстемайера (кому и была посвящена книга). Это был основатель общества «Приют грез» и близкий друг Ремарка, вдохновивший его на литературную деятельность. На момент знакомства Ремарку было 17, Хёрстемайеру - 33. В 1918 г., когда Ремарк находился в госпитале после ранения, Фриц Хёрстмайер умер.

    Судя по всему, это знакомство сильно повлияло на будущего писателя. Ремарк вполне мог перенять философию и взгляды на жизнь самого Фрица. По крайней мере, можно сделать такое предположение, если судить о сюжете книги.

    Критика произведения направлена, в первую очередь, на излишнюю эмоциональность романа, его юношескую наивность и пафос. Если бы у меня не было опоры на время, контекст и биографию автора, я бы сама была в числе критикующих. Однако, я не могу осуждать это произведение, учитывая всю любовь к автору и близость к его философии.


    Не странно ли, что именно красота и счастье наводят на самые печальные помыслы?

    Для себя я воспринимала «Приют грез» не как художественное произведение, а скорее как личный дневник пока еще юного и неопытного писателя. Как художественное произведение, этот роман слаб: перенасыщенные описаниями и мыслями абзацы, излишний пафос, какие-то не реалистичные диалоги, не проработанные персонажи, слабое развитие сюжета, сентиментальность и вправду зашкаливает.


    Я люблю... вот и все... Правда, не в обычном, общепринятом смысле. Я люблю все: природу, людей, деревья, облака... страдания... смерть... — словом, жизнь! Я оптимист и предельная форма любви.

    Жанр произведения — сентиментализм. Пусть он здесь и доведен чуть ли не до уровня театральной гиперболизации, все-таки это и есть роман о чувствах, о юношеской наивности, вере в чудеса. Кому-то может показаться глупым такая слепая вера в хорошее, невинное и прекрасное. Но именно эта открытость — противопоставление цинизму. Да, заключенная в пафосные речи и неправдоподобные диалоги слишком наивных персонажей. Но все же где-то всегда проскакивала мысль, написанная Ремарком, которая находила отклик у меня в душе — ведь я сама когда-то так думала или думаю и по сей день.


    Я полагаю, жизнь есть внутренний процесс, а не внешний антураж. Внутренние ценности, которые я обретаю через свой образ жизни, имеют для меня ценность как мерила. А участвуя во всем, внутренних ценностей обретаешь, пожалуй, крайне мало.

    Ремарк, которого все знают по другим его произведениям, не остался стоять на месте в рамках этого вымышленного «Приюта грез» — из-за этого роман становится как бы еще более ценным. Писатель рос и менялся под тяжестью времени, общества и двух мировых войн. Но обесценивать его «пробу пера», первую попытку облачить свою философию и взгляды на жизнь в художественное произведение, как по мне, было бы слишком жестоко.

    Не рекомендую читать произведение людям, не знаком с творчеством Ремарка. Читать «Приют грез» — значит делать поблажку автору в силу его неопытности и юного возраста, но не каждый горит желанием одаривать такими привилегиями незнакомого писателя, ведь такому читателю в конце-концов не понравится данный роман, и он, разочаровавшись в Ремарке, может даже отказаться от знакомства с другими его произведениями. Не понравится роман и тем людям, кого не интересует возможность «заглянуть в прошлое», дабы познакомиться с ранним Ремарком, потому что хорошего сюжета и интересных персонажей вы здесь не найдете — только сентиментальные описания и много философских рассуждений.


    Смерть - переливчатый хамелеон; она всегда является по-разному. Вернее, мы - хамелеоны, ведь мы всегда разные. Она то друг нам, то враг. В одном дневнике у меня записано: не разочаровывают единственно Бог и смерть; и тогда они одно. А именно — жизнь! Смерть тоже жизнь, негативная жизнь.

    Думаю, читать данное произведение стоит только тем, кто хоть немного знаком с биографией автора и другими его произведениями, а потому готов из любопытства или большой любви к нему, заглянуть в «личный дневник» юного Ремарка и удостовериться в том, что тот не остался стоять на месте, а продолжил развивать свой писательский талант, уходя все дальше и дальше от «Приюта грез».

    10
    444