Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мантикора

Робертсон Дэвис

  • Аватар пользователя
    Аноним18 августа 2025 г.

    Эй, тип, какой твой архетип?

    Именно этот вопрос исследуется Деви Стонтоном и его психоаналитиком Иоганной фон Галлер во второй части Дептфордской трилогии под загадочным названием «Мантикора».

    В «Мантикоре» история, начатая в «Пятом персонаже» Данстаном Рамзи, дополняется и обрастает новыми подробностями, причем очень необычным и интересным образом – через общение травмированного, душевно искалеченного Деви Стонтона, сына Боя Стонтона, с психотерапевтом. Вместе они пытаются выяснить каким образом он пришел к своему текущему плачевному состоянию.

    Всё произведение – это путь растерянного, сломленного человека к самопознанию, к пониманию, кто он такой и почему. На этом пути ему приходится переосмыслить его отношения с людьми, с которыми он сталкивался в жизни, в частности с отцом.

    О детстве главного героя мне лично читать было невыносимо грустно, потому что похожая атмосфера в семьях, по моему опыту, царит сплошь и рядом. Практически физически ощущается духота, полное отсутствие пространства, в котором могла бы сформироваться полноценная, самодостаточная личность. Причина этого – его отец и его дед, которые пытались сделать из него настоящего мужчину по своему разумению, насаждая солдафонскую дисциплину и не проявляя ни малейшего намека на такие немужественные вещи, как чуткость, уважение к ребенку. В итоге с самого детства главный герой спрятал свои чувства максимально глубоко в себе и никогда их не проявлял, что привело к тому, что они попросту атрофировались.


    ... у меня, кажется, от рождения было необычное уважение к авторитету и силе разума, а по малости лет я не понимал, с какой легкостью эти качества могут быть поставлены на службу самому дикому сумасбродству и жестокости.

    В итоге лишь длительная терапия смогла привести Дейви к более объективному понимаю, что же на самом деле происходило в его жизни и какую роль в ней играли его близкие. Символичен момент, когда Данстан Рамзи выкидает камень, обнаруженный во рту убитого Боя, тем самым он образно освобождает Дейви от прошлого. Однако принятие и осмысление прошлого - это лишь начало пути самопознания, а куда и как двигаться дальше только предстоит решить главному герою.

    Очень понравился ироничный стиль, присущий также и первому роману трилогии «Пятый персонаж», отчасти этот тон сохранился и в «Мантикоре», хотя повествование и ведется от лица другого персонажа. Рассказчик тоже не чужд иронии, однако он не такой отстраненный, как Данстан Рамзи, в нем больше эмоций, растерянности, обиды. В какой-то момент мне показалось, что тут-то можно и уличить автора, все его герои одинаковы и от лица каждого говорит он сам. Но нет, всё не так просто, схожесть объясняется и сюжетно, ведь Рамзи был учителем Дейви, и именно он обучил его писать «ясным стилем», как они оба это называли. Один-ноль в пользу Робертсона Дэвиса.


    Боже мой, я видел вульгарное самоутверждение богатых в самой его отвратительной форме, но могу поклясться, что претензии достойных бедняков на исключительность ничуть не менее ужасны.

    После прочтения у меня сложилось впечатление, что мнение автора о психотерапии, об идеях Юнга всё же не столь однозначно, она с одной стороны помогла главному герою выбраться из тупика, с другой стороны, в финале устами Лизл высказывается идея, что далее самопознание лучше продолжить самостоятельно, без помощи психоаналитика. Все лучшие психологи (Фрейд, Юнг, Адлер) свои системы создавали на основе собственного опыта. Действительно сильный человек, герой создаст свою собственную систему, а не пойдет проторенной дорогой.

    Хотя мне никогда особенно не была интересна психология, после прочтения «Мантикоры» возникло довольно сильное желание почитать что-нибудь из Юнга. Книги, расширяющие горизонты, стимулирующие интересоваться новым, для мня особенно ценны, и «Мантикора» безусловно к таким относится. Вероятно, знакомым с архетипами Юнга читать произведение ещё интереснее.

    7
    255