Рецензия на книгу
Девки
Николай Кочин
Galushka8320 августа 2015 г.Долгая прогулка 2015, август.
Что я ожидала от чтения книги? В первую очередь, классическую коммунистическую пропаганду в наилучших её проявлениях, с постоянными лозунгами типа "За Ленина!!", "За Родину!!", "Долой буржуев!!!". Думала, что взяла в руки очередное бездарное патриотическое чтиво никому не известного автора, который в своё время старался выслужиться перед партией. А что получила взамен, то стало для меня совсем неожиданным...
Да, в этой книге тоже хватает советской пропаганды, но она ненавязчива и абсолютно гармонична. Ведь описываемое время событий без неё не обойдётся ну никак. И то, что книга меня затянет с головой, стало абсолютной неожиданностью. Ведь это прежде всего страничка из нашей с Вами общей истории, которая писалася столетие назад. И автор даёт возможность даёт возможность нам, потомкам, заглянуть в начало советской эпохи, кончину которой многие из нас ещё застали и отголоски которой мы слышим и по сей день.
События в "Девках" берут свою начало на таком себе распутье эпох: царский режим повален, но коммунистическая власть только-только подымается на ноги. Почему коммунисты сумели так крепко ухватиться за власть? Почему стало возможно такое явление как революция?
А Вы возьмите книгу "Девки", да почитайте. Не просто зарисовки очередного автора, который где-то что-то услышал, где-то что-то прочитал. А именно рассказ очевидца, который родился и вырос в тех условиях и в то время, о которых писал. И видел перед собой вот таких же Парунек и Машек, бесправных баб, которые нужны только для ведения хозяйства да для продолжения рода. Или для забав мужицких, которым дай только возможность бабе подол задрать. И нищета, видать, была в семье автора, и голод, и на хозяина батрачили за копейки. Не стало помещиков, на их смену кулаки пришли. Для бедняка практически в жизни-то ничего не поменялось. А иначе откуда столько подробностей бытовых? И перемен хотелось до зубовного скрежета и боязно было что-то менять. Ведь привыкли к жизни такой. Как говорится, лучше синица в руках, чем журавль в небе. И шла за революционным гласом в основном-то нищета, голь оборванная, которой и терять нечего. Да молодёжь горячая, верящая в светлое будущее, не разочаровавшаяся в этой жизни. Автор и себя наверное видел в некоторых своих героях, молодых комсомольцах, с верой и надеждой в сердцах. И стоит особо отметить, то что автор был правдив. Старался по крайней мере, насколько позволяла цензура. Ведь писал не только о победах социализма, но и о провалах и ошибках. Не было так, что мол "пришли бравые строители светлого будущего в деревню, водрузили Красное знамя, прокричали лозунги бравые" и всё, навстречу счастливые толпы, плачут, ноги от радости целуют вызволителям родимым.
Нет, хренушки. Не бежали встречать с распростёртыми объятьями, не встречали с хлебом-солью. А ещё и яростно сопротивлялись переменам, с оружием боролись против "красной заразы", на белых молились, да на возвращение царя-батюшки уповали. Трудно новой волне большевистской пришлось. Особенно в деревне. Ведь
Культуры не хватает в деревне. Порой прям дикость.Накатывала она и отступала, как прилив и отлив на море. Пришлось не только с темнотой людской бороться и с безграмотностью, а ещё с вековыми устоями в обществе, что гораздо крепче держится за умы человеческие.
- Мы в сёлах живём в обстановке ужасающих контрастов. Читают Маркса и рядом по соседству гадают на бобах. Молятся от засухи святому отцу Серафиму и тут же радио на соломенной крыше, слушают лекцию про план ГОЭЛРО и освещаются лучиной, тут элементы социализма и средневековья рядом.
Вот как может мужик взять и вот так сразу привыкнуть к тому, что баба оказывается тоже человек и права у неё такие же, как у мужика? А где это видано, что хозяйство должно быть общее, земля, скотина, инвентарь? И бабы тоже что ли? Мир совсем, видать, с ума сошёл... Бесы в людей всем полчищем своим вселились. Мы сейчас к инопланетянам бы быстрее привыкли, чем те люди из Богом забытых глубинок, как Немытая Поляна. На приезжую из города Шарипу бежали смотреть, как на диковинку заморскую:
Фёдор увидел на улице суматоху. Навстречу ему бежал народ. Слышались- Девахи! На стриженную глядеть, из тёплых стран привезённую...
С каким же скрипом катился воз революции, с каким трудом пробирался по разбитым дорогам бывшей Российской империи... И ни за эту ли правду или кусочек правды автора объявили "врагом народа"? Ведь не пристало вспоминать, что у победителей свои промашки были...
Почему именно "Девки"? Наверное, потому, что вопрос женского бесправия стоял настолько остро, что дальше уже некуда. Молодая девка была, как лошадь на ярмарке. Оценивают со всех сторон, не крива ли, не с изъяном? А сколько приданного за ней, да родители какие? А как в дом мужа войдёт - всё, пиши-пропало... Будешь хуже служанки, принеси-подай-обслужи и при этом ещё и по морде получи, если что не пон
- Всё одно - бабья доля. Каждый год на сносях, да ещё работай до упаду. Баба в деревне и печёт, и варит, и стирает, и детей рожает, и нянчит, и мужа ублажает. И за это одна ей награда - выволочка. Только и слышишь: у ней волос длинен, да ум короток.
А если "попортил" девку кто до замужества - хоть в омут головой. Ляжет клеймо на голову беспутную - потребилка. Парням-то всё с рук сходит...
- Отчего весь свет земной на женский пол обрушился, а баба в работе, глянь-ка, первой... Вот слова к примеру нехорошие, все про нас же: "шельма", "шлюха". Парень больше греховен, а ему это не покор...
и
Девка позор в дом несёт, парень оставляет его за порогом...Вот как такое терпеть? Как не хотеть перемен? А тем более, когда столько лозунгов заманчивых, обещающих столько интересного и хорошего? Упало зерно революции на благодатную почву. Нашло отклик в сердцах обездоленных женщин. И не только женщин конечно...Интересная ведь была идея. Только весьма утопическая, как оказалось впоследствии.
Кстати, словечек всяких интересных, которых уже и не встретишь нигде наверное, очень много. Кладезь народного фольклора. Язык книги сочный, так и слышится говорок местных аборигенов-немытовцев. Быт, обычаи, домашняя обстановка, народный фольклор... Лепота одним словом.
Отдельно хочется обратить внимание на то, с какой любовью автор описывает природные красоты. Ведь только человек, всей душой любящий свою землю. Вот послушайте:
Санька знал, как непередаваемо красивы были эти дебри летом. Неописуемое диво, когда весело улыбаются расвесистые, белоствольные, все в ярчайшей зелени, милые сердцу, до боли родные русские берёзы; и кудрявятся сладко-душистые, стройные, благодетельницы деревенского народа мягко-зелёные липы: гордо парят над ними высокие, могучие, в несколько обхватов толщины у корня, коренастые, стальной крепости дубы. Летом всё это жило бы, трепетало бы, буйно цвело бы, благоухало бы. А сейчас всё сковано, застыло омертвело. Идёшь, идёшь, запрокидываешь голову вверх и только одно видишь - холодно-зелёную хвою. Внизу же бесконечные ватаги высоченных, стройных, прямых, как свечи, стволов. И сколько лесу, ни в какой земле такого богатства нету. И много лет они стоят - седые, мрачные, здоровенные сосны. Молчание. Снежинки крутятся и робко, тихо ложатся на сугроб...Так и слышится в каждой строчке преклонение перед природными красотами и могучей стихией, уходящее в сивую давнину... И никакая революция это поклонение не искоренит, не вырвет из людской души...
А теперь подведём небольшой итог. Книга однозначно интересная. Ведь это наше прошлое, наша история. Мы же читаем с Вами о царях, о войнах. Так же и революция и советский период - это частичка нашей с Вами истории. Потому книга будет интересна и ценна для тех людей, кто любит и желает узнать что-то новое об истории своей земли. А революции - они есть и будут. И через каких-то сто лет наши потомки вот так же будут читать об сегодняшних событиях и будут с высоты свое колокольни судить нас и наше время. И будьте готовы к тому, что оценка не всегда будет положительная. Ведь что принесут сегодняшние перемены можно будет увидеть ой как ни скоро.
Очень удачным и интересным стало для меня знакомство с творчеством этого малоизвестного автора. Теперь хочу прочитать его Парни - Николай Кочин .
22235