Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    West_Wind15 августа 2025 г.

    У каждого должна быть любимая книга Ремарка.
    Для меня это «Черный обелиск». Перечитываю раз в несколько лет и каждый раз обнаруживаю новые смыслы.
    В послевоенной Германии разруха, паника и безумная инфляция. Деньги теряют свою стоимость несколько раз за день. Прокормить себя можно только благодаря находчивости или удачному случаю. Некоторые не выдерживают нестабильности и решают покончить с собой, других в могилу сводит нищета и неспособность платить по счетам. Уйти из жизни не всегда получается с достоинством. Пожилые супруги вешаются в шкафу, оставляя записку новому хозяину дома с извинениями за причиненные неудобства.
    Людвиг Бодмер работает в фирме по продаже надгробий «Генрих Кроль и сыновья» и каждый день наблюдает за мучительным выбором тех, кто хоронит близких. Купить красивый памятник и остаться без денег или позаботиться о себе, но мучаться угрызениями совести из-за того, что не попрощался с усопшим как следует?
    Самого Людвига от голодной смерти спасает находчивость и работоспособность. Помимо торговли надгробиями он играет на органе в церкви при психиатрической больнице. А еще вместе со своим боссом и фронтовым товарищем Георгом он раздобыл талоны на ужины в ресторане «Вальгалла». Те деньги, за которые талоны куплены, давно обесценились. Теперь владелец ресторана Эдуард Кноблох вынужден кормить гостей себе в убыток. Он люто ненавидит Георга и Людвига, но ничего не может поделать.
    Героев в тексте гораздо больше, каждый из них интересен, я останавливаюсь лишь о самых основных. Во всей этой нестабильной обстановке все они продолжают влюбляться, радоваться жизни, пить вино, покупать новые галстуки и платья, ходить на свидания и проживать по максимуму каждое мгновение жизни.
    Людвиг влюблен в Изабеллу — пациентку психиатрической клиники, которая страдает шизофренией. Она умеет пить луну и переживает, что растеряла свой истинный облик в зеркалах. Но безумие ее разума на фоне безумия послевоенной современности не кажется таким уж чужеродным.


    «Начиная с 1914 года мы живем обрывками одной жизни, обрывками второй и третьей жизни; они друг с другом не связаны, да мы и не можем их связать. Поэтому мне не так уж трудно понять Изабеллу с ее многообразными жизнями. И ей, пожалуй, это даже легче дается, чем нам: когда она живет в одной жизни, она забывает обо всех остальных. У нас же все идет вперемешку: детство, оборванное войной, годы голода и обмана, годы в окопах, жажда жизни — от всего этого что-то осталось и тревожит душу. От всего этого нельзя просто отмахнуться. Неожиданно всплывает оно на поверхность вновь и вновь, непримиримое в своих противоречиях: безоблачное небо детства и опыт убийства, погибшая юность и цинизм преждевременного познания».

    Его любовь способна творить чудеса и исцелять. Но сможет ли исцеленная часть души Изабеллы полюбить Людвига? Поймет ли она безумие его души, так рано повзрослевшей, так много пережившей и тоже расколотой?

    Героям ради выживания часто приходится идти на сделки с совестью. Особенно тяжело приходится женщинам, которые вступают в отношения буквально «с теми, кто способен прокормить» и становятся любовницами и женами мясников, владельцев ресторанов. Но там, где смерть так близка, обостряется жажда жизни и каждый герой стремится к настоящей любви, даже если любовный экстаз будет кратким и за него придется дорого заплатить.
    Горькая ирония в том, женщина, которая всю жизнь профессионально «дарила любовь за деньги» тем, кому не выпало счастье получить этот дар бесплатно, после своей смерти спасла фирму «Генрих Кроль и сыновья» от банкротства.

    11
    187