Рецензия на книгу
Сад эдельвейсов
Лили Мокашь
Аноним13 августа 2025 г.Дети Дракулы, или Последний танец на выпускном
А ведь начиналось всё очень неплохо: российский колорит, удачно наложенный на идею Стефани Майер; сама идея, претерпевшая значительные изменения и выросшая в самостоятельное произведение; хороший баланс между динамичным сюжетом и романтической линией. Провал произошёл во второй части, провал в полном смысле этого слова, так как продолжение получилось унылым и откровенно слабым, именно провалив всю середину истории. И вот теперь заключительная часть трилогии о городке Ксертонь, где рядом с обычными людьми живут разнообразные представители мифических существ: ведьмы, оборотни и вампиры. От развязки всегда ждёшь неожиданных финтов, напряжённых для героев ситуаций, раскрытия всех тайн и динамичного сюжета. Особенно после невнятной середины. “Сад эдельвейсов”, увы, мало чем из перечисленного может похвастаться. Один плюс: наконец-то название книги действительно отражает происходящее в произведении в отличие от двух предыдущих частей, где оно не несло никакой смысловой нагрузки.
Шикарный спа-центр “Сад эдельвейсов” радушно распахивает свои двери для выпускников ксертоньской гимназии! В программе: целая неделя без родителей, посиделки до утра в номерах, бассейн, обширная зона вокруг центра для занятий спортом и прогулок, а под конец – выпускной вечер в огромном зале и саду, оформление которых пока держится в секрете. Для Аси эта неделя обещает множество трудностей. Она – оборотень, а это значит представляет опасность для любого, кто окажется рядом с ней в минуту, когда её малый опыт не поможет ей сдержать зверя внутри, поэтому девушка решает держаться подальше от всех, а особенно – от семьи Смирновых, вампиров, с которыми она успела сдружиться. Однако избегать бывших друзей целую неделю – задача непростая. Особенно когда собственное сердце этому противится. Вспыхнувшие чувства, страсть, любовь. Возможно, завершение этого странного учебного года вознаградит Асю за все страдания и мучения? Но нет, происходит что-то странное, словно черная тень нависла над Ксертонью, угрожая всем и каждому. На территории спа-центра находят обескровленное тело…
Аннотация старательно создаёт интригу: “… враг наконец покажет свое настоящее лицо. Каждый вынужден снять маску…”, вот только это не совсем соответствует действительности. Внимательный читатель легко угадает два ключевых момента, на которых держится вся интрига. Первый становится понятен еще в предыдущей книге, а второй – методом исключения, когда всё остальное уже ясно. Несоответствие аннотации сюжету в том, что основной антагонист появлялся во всех трёх книгах лишь косвенно и всегда с отрицательной аурой. А тот, кто показывает истинное лицо – скорее жертва обстоятельств, как и Ася. Так что каких-то особых откровений здесь ждать не стоит.
Заключительная часть трилогии получилась самой романтичной. Здесь основная часть отдана развитию любовной линии. Развитие получилось немного неуклюжим, поскольку в первых двух книгах основное внимание было смещено на другие события, и, какой бы очевидной и неминуемой ни была эта любовь, полновесный удар принял на себя третий том, где чувства между героями расцвели пышным цветом.
После невразумительной второй части, заключение истории о ксертоньских сверхъестественных существах получилось более живым и наполненным событиями. Но, несмотря на это, лучше не вдаваться в мотивы поступков героев и не анализировать их, так как всё происходящее в книге довольно примитивно. Всё начиналось с твёрдого решения Аси держаться подальше от всех, кому она может причинить нечаянный вред, а закончилось ночными посиделками в номере в большой компании вампиров, играми в бассейне, постоянным общением с хрупкими человеческими существами и, конечно, романтическими отношениями, которые девушка и не думает прятать.
И тем не менее, третья часть вполне читабельная, очень в духе лёгких романов в стиле янг-эдалт: все эти приготовления к выпускному, волнение, выбор платьев, прически, неудачные эксперименты с внешностью, вызывают приятную ностальгию. Но всё перечеркнул совершенно слитый финал. Написать целых три тома, рассказывающих об одном годе из жизни вампиров, оборотней и ведьм, связанных тайнами из прошлого, тайнами происхождения, загадками истинной природы и даже семейными секретами в каком-то смысле, чтобы в итоге прийти к такой слабой, нелогичной, лишенной даже финального противоборства сцене в конце трилогии, - это весьма портит все приятные впечатления, какие могли появиться в процессе чтения.
В следующем абзаце будет немного спойлеров, так что кто планирует читать – пропускайте.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что сцена на выпускном балу была вдохновлена фильмом “Ван Хельсинг”, как и образ главзлодея. Вот только антагонисту из “Сада эдельвейсов” бесконечно далеко до харизматичного Дракулы в исполнении Ричарда Роксбурга. Выражаясь языком режиссеров и сценаристов, у него слишком мало экранного времени, чтобы у читателя появилось хоть какое-то к нему отношение. Он появляется во плоти в финальной сцене, его мотивация – очасти та же, что была и у его экранного прототипа из “Ван Хельсинга”, - размножение, но и отчасти хитроумный план, способный поставить под удар весь мир. В сцене на балу, как в кульминации не только заключительной части, но и всей трилогии, должна быть напряженность, опасность для героев, интересные шаги, неожиданные решения, всё то, что делает финал финалом. Увы, в “Саду эдельвейсов” создаётся впечатление, что развязку просто замяли. Ведьма в трансе (из которого никто из сверхъестественных существ её вывести не может) поёт заклинание, страшная и ужасная Тьма уже буквально стекает с потолка, чтобы поглотить всё живое. Владимир, понимающий, что происходит, предельно четко отвечает на вопрос, как это остановить: или убить ведьму, или убить Дракулу. Вот только в какой-то момент разборок между героями ведьма неожиданно прекращает петь, Дракула еще жив, она еще жива, куда делась Тьма неясно. И только после этого Ася решает вступить в решающую схватку со главзлодеем. Уже концы с концами не сходятся, но хоть есть возможность насладиться финальной битвой оборотня и древнего вампира. Ведь… есть же такая возможность? Нет, её нет. Автор просто сообщает, что оборотень победил. Конец. Мир спасён. И жили они долго и счастливо. И это феерическая развязка, которая должна была бы быть после трёх томов?
Теперь, уже по традиции, сложившейся при чтении трилогии, остановлюсь на ошибках в тексте. Их как всегда много.
Стр. 76: “Наконец я повернула последний раз по указателям и обнаружила себя посреди длинного светлого коридора, в конце которого меня ожидали массивные двустворчатые стены…”.
Стр. 134: “Я подошла к ней ближе и потрогать ещё мокрую после смывания краски прядь волос.”.
Ася вдруг заметила, что собаки и кошки её избегают. В третьей книге. В то время, как Макс видел её духа, как только она пришла в школу в первый день. То есть, несмотря на то, что Ася ничего не знала, она оборотнем всё равно была, а значит, животные всю её жизнь должны были обходить её стороной.
Тема дня рождения Стаса вообще очень мутная. Я уже упоминала в предыдущих рецензиях на первые части трилогии, что день рождения у Стаса должен быть где-то в ноябре, так как именно в это время он возит цветы на могилу матери. В третьей же части, он вдруг упоминает, что отец сделал ему необычный подарок. Когда Ася спрашивает в честь чего, он таинственно намекает на день рождения (несколько дней до выпускного, конец июня). Ася решает узнать, действительно ли у него сегодня день рождения, но эта тема благополучно заминается.
Стр. 158: “Скрывать, что между нами с тобой происходит, я тоже не собираюсь.”
В 12 главе автор пишет: “Стас ловким движением вырвал дневник у неё из рук…”. Однако через пару страниц дневник вновь волшебным образом оказывается в руках у Тани.
Стр. 233: “Я заправила за уху выбившуюся прядь…”
Ася увидела обнаженный торс Макса, который был покрыт шрамами, но ведь в начале книги они все играли в бассейне в водное поло. Неужели Макс был одет?
У Марии был второй муж, но вот только в третьей книге о нём вообще не упоминается. А сама Мария снова сходится с первым мужем.
Стр. 341-342: “Влад подцепил длинным ногтем резинку в волосах, и та звучно лопнула, распуская хвост из его длинных тёмных волос.” А пару страниц спустя: “… Влад поднялся и демонстративно размял шею. Он поправил хвост и с широкой улыбкой смотрел на меня.”
Чего стоит эпическое сказание, если в нём не хватает одной из двух фундаментальных составляющих: героя или антигероя. В трилогии Лили Мокашь место героя, героини, в данном случае, отведено Асе Чёрной, а вот на место антигероя пробовались многие, но основное место отводилось, как оказалось, загадочному незнакомцу, оставлявшему за собой аромат из белых лилий (сначала были хризантемы, но они, видимо, не так хороши и символичны). С учетом того, что злодей появляется всего на нескольких страницах последней книги, его роль можно назвать проваленной. А это значит провалена базовая линия любой истории. Заключительная часть получилась довольно посредственной: ей не хватило самого главного – напряжения, сюжетных поворотов, которые бы держали интерес, и сильного финала. Композиции не хватает стройности и продуманности. Первая часть выбивается из общего строя, так как видно, что на том этапе она еще задумывалась как часть иного целого. На протяжении всех трех частей очень много повторений, словно мысли героини носятся по кругу снова и снова. Сюжет не складывается во что-то единое, подчинённое общей идее, всегда существует перекос на одну основную тему, которая забирает всё внимание, словно автору не удаётся равномерно развивать несколько линий, которые бы двигали историю вперед. После трёх книг, не слишком богатых на лихо закрученные интриги или сюжетные твисты, конечно, хотелось хотя бы выразительного и красивого финала. К сожалению, даже он вылился в нечто вторичное. А вся неравная борьба против загадочной Тьмы и её приспешника оказалась просто-напросто замята. Словно Лили Мокашь дописывала историю в спешке.
Дети Дракулы в лёгком шоке, а последний танец на выпускном стал для Аси танцем смерти и расправы. Вот только никто его не увидел.
Содержит спойлеры8115