Рецензия на книгу
Янки из Коннектикута при дворе короля Артура
Марк Твен
Аноним13 августа 2025 г.Один из первых романов на тему путешествий во времени и попаданцев (за первенство не поручусь, так глубоко вопрос не исследовал). Типичнейший янки образца 1880-х гг. после удара по голове внезапно очухивается на какой-то поляне и постепенно понимает, что попал в шестой век, да не исторический, а мифический — с круглым столом короля Артура, рыцарями, отправляющимися на подвиги против колдунов в черных замках, и прочими атрибутами. Любой другой попаданец заплакал бы горючими слезами и тут же умер бы от чумы, однако рукастый-головастый американец с практической жилкой благополучно выбивается в государственные мужи и начинает перекраивать мир под свои нужды и вкусы. Поначалу он, как Робинзон, жаждет хотя бы табака, нормальной одежды и комфортных условий в своем жилье, но чем дальше, тем больше — и вот он уже налаживает секретные заводы по производству огнестрела и электрических приборов, опутывая телефонной сетью все королевство, а там и до мемных рыцарей на велосипедах недалеко. Что интересно, если на старте гг скучает по своему родному времени и страдает из-за невозможности вернуться, то в финале, все-таки вернувшись, начинает страдать по поводу утери прекрасного рая. Нет в жизни счастья, одним словом.
Основная проблема тут в том, что многие куски истории из наших дней смотрятся как-то вторично и при этом не особо весело. Пока идет кеканье над рыцарскими подвигами в духе поисков Грааля и уничтожения людоедов, которые стоят на страже набитых девственницами замков, или над отношением к религии и властям, которое идет вразрез с понятиями американца последней четверти XIX века, все не так плохо. Твен опирается на полумифические устаревшие сведения своей эпохи о тех временах (вроде отрицающих мытье монахов, неподъемных рыцарей в латах — и это в шестом-то веке — и совершенно поехавших святых отшельников), но это вполне катит за встречный поток иронии: гипертрофированный янки встречается с гипертрофированным ранним средневековьем. Но едва гг отправляется в путешествие с королем инкогнито, рука не отлипает от лица: повествование концентрируется на бытовых деталях, которые все сложнее считать ироничной гиперболизацией, и это, знаете ли, едва не треть книги. Да и вообще объем угнетает — юмор тут однобокий и на четвертой сотне страниц откровенно надоедает.
P.S. Книга не особо детская и в юные годы читать ее поначалу будет скучно. Практически единственным, что сподвигло меня ее дочитать до конца в младшем школьном возрасте, были иллюстрации Беломлинского, уже знакомого по "Хоббиту". Он, кстати, помер буквально вчера, в 2020 году, дожив до 85 лет и оставив после себя множество хороших работ. Будь как Беломлинский, комрад!
11173