Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дети Ананси

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2015 г.

    Действия романа "Сыновья Ананси" происходят в мире "Американских богов", но все же продолжением знаменательного шедевра Нила Геймана их назвать нельзя. Во многом из-за того, что не хочется воспринимать как единое целое действительно выдающуюся работу и простой среднячковый роман. С "Американскими богами" Гейман справился на ура; с "Сыновьями Ананси" - подкачал.

    Начну, пожалуй, с того, что он не совладал с потоком реальности и вымысла. Гейман - писатель-сказочник, писатель-волшебник, человек, который будто бы напрямую контактирует с богами, о которых пишет; ни у кого я еще не встречала такой реальности, такой правильности в изображении множества миров. Персонажи поднимают завесы между божественными чертогами и материальным миром, парой шагов пересекают полпланеты и манипулируют тканью мироздания, меняя всё согласно собственным желаниям. Хотя, конечно, не злоупотребляют. Геймана с двух сторон зажимает мистика, загробный мир, вымысел, фантастика, абсурд, и человеческая жизнь, смертность, устоявшиеся ценности, впечатления. Обычно он выдергивает нужные ему нити и вяжет переливающийся, чарующий узел. Так было с "Коралиной", "Американскими богами" и "Океаном в конце дороги". В этом же романе, в "Сыновьях Ананси", его будто сбило цунами; или, пока он висел на радуге между богами и людьми, подул сильный ветер и принялся кидать его то в ту, то в другую сторону.

    Здесь слишком много реальности; она мешает увидеть Другую Грань. И изредка её пробивает огромное количество магии, будто автор неожиданно вспомнил, что пишет не житейскую драму о финансах и проблемах с законом, а о почти всесильных существах - и это мешает воспринимать ее как необычное; она кажется лишней и обыденной. Гейман умеет строить модель реальных отношений, которые можно увидеть в повседневности, и вплетать в нее волшебство так, что это будет казаться волшебством, которое, в свою очередь, является частью реальности. В "Сыновьях Ананси" он не смог определиться, что же для него верно и что правильно.

    Здесь нет рассуждений и сильных эмоциональных и философских посылов, как в "Американских богах". Здесь персонажи проработаны и раскрыты чуть-чуть лучше, чем в "Звездной пыли", но не так хорошо, чтобы мы могли определиться с позицией относительно них. Здесь есть жуткие моменты, но они не настолько леденящие кровь, как в "Коралине".

    Чуть-чуть или не очень чуть-чуть не дотянул. Создается впечатление, что читаешь бульварный романчик или отчет по финансам, в который непонятным образом затесались элементы фэнтези.

    Один плюс - Гейман, как всегда, показал, что можно быть волшебником, пока в это веришь. И что можно выбрать судьбу, причем не так уж сложно - просто спеть песню. Такую, чтобы мир понял: ее текст и мелодия должны - ну просто обязаны! - сбыться.

    3
    32