Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Аноним6 августа 2025 г.

    Герой его времени

    «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова — это одно из первых, в русской литературе произведений, написанных на стыке романтизма и реализма. В тексте роман слово романтизма и реализма сталкиваются и порождают увлекательнейшую историю похождений прапорщика Григория Печорина по землям Кавказа.

    Мир романтизма — это образ Печорина, характерный для романтизма образ рокового человека или «демон» по Лотману. Печорин яркий и отстранённый от обыденного мира человек, он наполнен внутренними дилеммами насчет своего места в обществе («Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения»). Именно невозможность решить свои душевные вопросы заставляет его действовать согласно своим желаниям несмотря на последствия. Практически везде, где он появляется за ним идёт некий демонический след из трагедий и несчастий окружающих. Действия Печорина предопределены этой верой в свой индивидуальный и судьбоносный путь, что выдает в нем романтика, но одновременно он вынужден сталкиваться с препонами реальности.

    Мир реализма в романе, как раз и выстраивается на этих препонах. Лермонтов помещает Печорина в условия реального мира, заставляя того противостоять ему. Печорин, движимый своими высокими целями не готов принять, что он такой не один. На его пути встречаются люди, которым не чужды свои малые и большие мечтания и цели, но они смогли, и или пытаются, адаптировать их к условиям диктуемых реальностью. На что сам Печорин не способен, в ответ на чужие изыскания он способен выдавить лишь улыбку. Он боится признать, что он не герой своего времени. Таких как он много, тех кто разделяет его мысль, и также боится признать его существование.

    В романе Лермонтов ярко описывает проблему людей своего времени верующих свою уникальную судьбу и ставя окружающих в разряд второстепенных и третьестепенных личностей («Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?»).

    9
    247